Чукчи как ходят в баню

Как моются чукчи

У жителей Чукотки было всегда существовало поверье, что человек во время мытья теряет свое здоровье и жизненную силу. Такое отношение чукчей к банным процедурам неудивительно, ведь принять горячую ванну в суровых условиях Крайнего Севера было чрезвычайно сложно.

Раньше этот кочевой народ круглый год находился в тундре, занимаясь выпасом оленей. В этих местах никогда не было растительности, поэтому нагреть воду для мыться там просто нечем.

Этнографы рассказывают: «Периодически жители Чукотки собирались всем стойбищем, намазывали себя жиром нерпы, разводили костер и грелись, раздевшись, около него. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, налипшей на кожу. После этого чукчи брали в руки костяные скребки и соскабливали ими со своих тел жир».

Ещё один способ, традиционно используемый народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений, – это ношение кожаной одежды ворсом к телу. Ворсинки постепенно очищали кожу от грязи механическим способом.

Как моются чукчи сегодня

Во времена советской власти чукчей начали насильно приучать к банным процедурам. Постепенно этот процесс стал частью быта жителей тундры. У современных пастухов-оленеводы есть возможность пользоваться мобильными банями, а также миниатюрными переносными печами.

Однако и сегодня чукотские оленеводы моются не слишком часто. Спасаясь от постоянного холода, они натирают свои тела жиром, защищающим кожу от переохлаждения. И смывая этот жир, чукчи теряют защитный барьер и становятся уязвимыми для морозного воздуха. Поэтому и сегодня многие жители Чукотки моются реже, чем представители других национальностей.

Источник

Как моются чукчи

У жителей Чукотки было всегда существовало поверье, что человек во время мытья теряет свое здоровье и жизненную силу. Такое отношение чукчей к банным процедурам неудивительно, ведь принять горячую ванну в суровых условиях Крайнего Севера было чрезвычайно сложно.

Раньше этот кочевой народ круглый год находился в тундре, занимаясь выпасом оленей. В этих местах никогда не было растительности, поэтому нагреть воду для мыться там просто нечем.

Этнографы рассказывают: «Периодически жители Чукотки собирались всем стойбищем, намазывали себя жиром нерпы, разводили костер и грелись, раздевшись, около него. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, налипшей на кожу. После этого чукчи брали в руки костяные скребки и соскабливали ими со своих тел жир».

Ещё один способ, традиционно используемый народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений, – это ношение кожаной одежды ворсом к телу. Ворсинки постепенно очищали кожу от грязи механическим способом.

Как моются чукчи сегодня

Во времена советской власти чукчей начали насильно приучать к банным процедурам. Постепенно этот процесс стал частью быта жителей тундры. У современных пастухов-оленеводы есть возможность пользоваться мобильными банями, а также миниатюрными переносными печами.

Однако и сегодня чукотские оленеводы моются не слишком часто. Спасаясь от постоянного холода, они натирают свои тела жиром, защищающим кожу от переохлаждения. И смывая этот жир, чукчи теряют защитный барьер и становятся уязвимыми для морозного воздуха. Поэтому и сегодня многие жители Чукотки моются реже, чем представители других национальностей.

Источник

Почему чукчи не любят мыться?

У чукчей много странных привычек, которые часто ложатся в основу анекдотов и смешных баек. Например, чукчи не любят мыться. Чем обусловлена нелюбовь этого народа к мытью?

На Крайнем Севере живут десятки народов: эвенки, ненцы, ханты, кереки, камчадалы. Но самого пристального внимания заслужили только чукчи. Об этих обитателях Крайнего Севера ходят сотни анекдотов, про них рассказывают смешные рассказы и им приписывают странные традиции. Особенно удивляют некоторые бытовые привычки чукчей. Главный из них – нелюбовь к мытью. Так почему чукчи не любят мыться?

Во-первых, чукчей окружает суровая природа: тундра, вечная мерзлота, почти круглый год зима. При этом чукчи ведут кочевой образ жизни. Так что никаких бань и саун у них нет. А если и были бы, их нечем было бы отапливать – кругом тундра с редкими рощицами карликовых деревьев.

Топлива им едва хватает на обогрев жилища. В их ярангах температура часто чуть выше нуля. Тут, знаете ли, совсем не до мытья 🙂

Во-вторых, чукчи не моются осознанно. Они покрывают своё тело густым слоем жира, который не смывают месяцами. Зимой он защищает их от переохлаждения. Летом же корка из жира и грязи спасает открытые части тела от орд гнуса.

Естественно, что время от времени чукчи счищают с себя корку из жира и грязи. Для этого они собираются в одном яранге, сильно прогревают его и дружно потеют, обильно попивая горячий чай. После чего счищают с себя грязную жирную корку и обмазываются новой порцией жира. Правда, едва ли это можно назвать мытьём 🙂

Впрочем, всё это довольно условно. На дворе не 17-ый и даже не 20-ый век. Мир сильно изменился. Цивилизация дошла даже до самых отдалённых уголков Крайнего Севера.

В советские годы чукчей и другие народы активно приобщали к благам цивилизации. Их отучивали от старых обычаев, традиционной религии и прежних бытовых привычек. Всё большее число жителей стойбищ пополняли население быстрорастущих городов. Постепенно на смену яранге пришла благоустроенная квартира в панельном доме, а на смену жиру – кусок мыла.

Ныне большинство чукчей живут в благоустроенных домах, где охотно принимают водные процедуры.

Старые понятия о гигиене сохранились только у жителей отдалённых стойбищ, которые, как и их предки, всё ещё кочуют по необъятным просторам тундры.

Источник

Как в тундре моются, ходят в туaлет и рожают детей

Сурово им, бедным, зимой в лютый мороз и метель сбегать на улицу по своим делам… А что делать, если хочется?

На самом деле, казалось бы, совершенно обычные бытовые вопросы с которыми у каждого из нас в нашей обычной городской жизни все более или менее понятно. Но у людей, ведущих кочевой образ жизни, странствующих за своими стадами оленей по снежной пустыне или болотистой летней тундре, переполненной мошкары и гнуса, с этими вопросами не все так однозначно.

В их чумах нет душевых кабин, ванных, канализации, а слово биде и вовсе напрочь отсутствует в языках малых народов Севера. И правда, ну какое биде? Они на унитазах-то некоторые никогда в жизни не сиживали.

Понятно, что никто с собой биотеалеты или палатки для душа не таскает, а в вопросе естественных надобностей обходятся совершенно другими способами.

Тем более, что разбирать и собирать чум приходится чуть ли не через каждые 2-3 дня, т.к. олени очень быстро вытаптывают и съедают весь мох и ягель в округе и, чтобы они не голодали, приходится двигаться дальше.

— Ну а что, зимой все просто. Отбежала в сторону от чума, ногами вытоптала ямку, присела, озираясь вокруг, — рассказывает хантыйская девушка по имени Уна Пелки, за подолом малицы которой прячет то ли мальчик, то ли девочка в оленьем тулупе.

— А озираться-то зачем? Кто в глухой тундре будет подсматривать? Все же свои.

— Так оленей чтобы отгонять. Они же хитрые создания, едва завидят, что кто-то семенит от чума, сражу же направляются в том же направлении.

— Зачем, — недоуменно понимаю брови.

— Оленям всегда не хватает соли, поэтому «желтый снег» для них — как лакомство (сюрр какой!). Так что приходится иногда на них даже прикрикнуть!

Кстати, ходить зимой в туалет и женщинам, и мужчинам помогают длинные одежды-малицы. Когда человек присаживается, они закрывают его открытые части тела от ветра и мороза, так что нет опасности что-то заморозить или простудить. А вот летом, когда воздух буквально гудит от гнуса и комаров, все гораздо проблематичнее.

— А в душ как ходите?

— Ооооой, душ! Это у вас душ. У нас — умывальник.

Уна Пелки рассказывает, что моются они … в основном летом. Зимой из-за постоянных кочевок и ограниченности запасов топлива, слишком часто растапливать снег и нагревать воду на очаге очень «жирно». Максимум — в чум у входа вешают умывальник, чтобы умываться.

Прогреть чум, чтобы можно было раздеться, да еще и нагреть достаточное количество воды из снега, для это нужно много дров и времени. А с дровами в тундре напряженка.

— А дети? Куда вы едете в роддом, чтобы рожать?

И снова Уна Пелки смеется:

— Да сами как-то. Муж помогает. Кто поближе к городам или поселкам живет, те, конечно, в больницу идут. А мы здесь далеко. И когда заболеем, сами лечимся, и когда рожаем, и когда совсем умираем.

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru , чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.

Источник

Гигиена чукчей и других северных народов

Культурные и бытовые традиции каждого народа складывались в течении многих веков. Это зависело от многих факторов, включая исторические и географические. Другими словами, нет никаких случайностей в традиционном укладе жизни каждого народа. И то, что для одного народа является нормой, может быть совершенно неприемлемо для другого. Это касается буквально всех сторон жизни, в том числе и гигиены.

Существующее у жителей Чукотки поверье указывает на то, что во время мытья человек теряет своё здоровье и жизненные силы. Простое ли это суеверие, или данное высказывание имеет отношение к укладу жизни народов Севера? Для этого достаточно обратить внимание в какой географической зоне проживают северные народы, и в каких климатических условиях происходило формирование их бытовых традиций. Поэтому тот факт, что кочевые народы Севера с давних времён круглый год находились в тундре, занимаясь выпасом оленей, известен практически каждому современному человеку. А с учётом того, что растительности в этих местах никогда не было, нагреть воду для мытья там было просто нечем. Отсюда складывались свои особенные традиции касающиеся личной гигиены.

По свидетельствам этнографов, собираясь периодически всем стойбищем, жители Чукотки разводили костёр. Раздевшись, они намазывали себя жиром нерпы и грелись около костра. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, имеющейся на коже. И уже после этого с помощью костяных скребков чукчи соскабливали жир со своих тел. Также известен ещё один способ, который традиционно использовался народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений. Заключался он в том, что кожаную одежду носили ворсом к телу. При этом ворсинки механическим способом постепенно очищали кожу от грязи.

Известно, что во времена советской власти чукчей стали насильно приучать к банным процедурам. Но такая «забота» приносила больше вреда, чем пользы для коренных северных народов. Люди стали чаще болеть, и особенно это касалось детей. С чем же это было связано? И почему важно учитывать сложившийся веками традиционный уклад жизни?

Вредное воздействие горячей воды на кожные покровы чукчей было связано с тем, что жир, которым они себя смазывали, предохранял их кожу от высыхания и чрезмерного охлаждения. Без этой защитной плёнки коренные северные народы становились уязвимы к воздействию морозов и возбудителей болезней. Также слой задубевшей кожи, смешанной с жиром на лицах и кистях рук коренных северных народов служили природной защитой от гнуса и комаров. Всё это при отсутствии мытья, позволяло коренным северным народам приспосабливаться к местным климатическим условиям.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Чукчи в бане моются
  • Чукча моется в бане
  • Чужой веник в бане
  • Чужая жена в бане фото
  • Чудо техники походная баня