Что означало на руси выражение изба баня белая

Чем в русской избе отличается «чёрный» пол от «белого»

В древности наши предки ставили свои избы без фундамента, зарывая в землю первые венцы (нижние ряды брёвен). В старину земляной пол был не только в курных избах, которые топились по-чёрному, но и в жилищах с белой печью, оснащённой дымоходом и трубой. Со временем пол стали поднимать с помощью определённой конструкции. Тогда-то и появились понятия «чёрного» и «белого» пола.

В седую пору в некоторых селениях земляной пол прикрывали сеном или соломой. А иногда его мостили досками, укладывая их прямо наземь. Со временем на голой земле солома и дерево из-за постоянной влажности гнили.

В некоторых губерниях южной и западной Руси пол в хатах представлял собой насыпь высотой около одного локтя (45 см), которую прочно утрамбовывали и покрывали толстым глиняным слоем, перемешанным с измельчённой соломой.

В центральной Руси с более холодным климатом и суровыми почвами пол стали поднимать за счёт прочных переводин (плах, брусков, балок), врубленных в третий или четвёртый венец от земли, на которые уже настилали половицы. Пространство между почвой и полом называлось «подополом», служившим домочадцам большим холодильником, где они хранили припасы. За счёт такой конструкции в избе было гораздо теплее, чем в жилище с землёй под ногами.

Но ещё теплее было в северных избах, где их приподнимали над землёй, устанавливая клеть на столбах или камнях, а пол мастерили в два яруса. Первый назывался «чёрным» полом, второй, по которому ходили – «белым», то есть чистым.

Вот как описывал эту конструкцию великий русский писатель Василий Белов в своём бессмертном труде «Лад»:

«Известно, что срубленное дерево не может соседствовать с землей, оно сразу же начинает гнить. Материальной силой, сопрягающей строение и землю, служил камень, иногда смоляные и обожженные комли толстых деревьев, почти не поддающиеся гниению.

Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, чёрному полу. Между чёрным и белым полом засыпали землю, засыпалась земля также и на потолок. Плотность пола была у хороших плотников такова, что вода в щели не протекала. Не зря в одной из сказок Иван-дурак выпускает из чана пиво и катается по избе в корыте, словно бы в лодке».

Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материал.

Источник

Курные избы: почему на Севере топили по-чёрному

Мы считаем, что курные избы (в которых печи топились по-чёрному) наши предки перестали строить ещё сотни лет назад, научившись складывать глинобитные дымоходы. Но это совсем не так. Повсеместное переселение крестьянства в дома с белыми печами началось лишь в XVIII веке, а на Русском Севере последние курные избы сохранялись вплоть до середины XX века! Сегодня поговорим о том, почему архаичные на первый взгляд печи по-чёрному так ценились нашими недавними предками.

Какой вы себе представляете курную избу? Наверняка на ум приходят картины чёрных стен с закопчёнными брёвнами. Всё в грязи, ни до чего нельзя дотронуться без того, чтобы не запачкать руку.

Представления эти, хотя и кажутся логичными, в корне неверны. В чёрных избах была тщательно продуманая система вентиляции и дымоудаления (да-да!), и внутреннее убранство избы оставалось чистым и опрятным. Дым собирался под трапецевидным потолком и не опускался ниже пары-тройки верхних венцов, которые даже не отёсывали. Полки-воронцы, тянувшиеся вдоль стен и сходившиеся к печному столбу (вертикальной балке, на которую опиралась печь) являлись своеобразной границей между чистой избой и закопчённой «вороной» верхней её частью.

Конечно, чтобы затопить чёрную печь, необходимо было обладать особыми навыками. Нельзя разводить сильный огонь, чтобы из печного устья не начали вылетать опасные искры, а для растопки во избежание угара использовались только тщательно просушенные сосновые, осиновые или ольховые дрова.

Почему же поморы и другие жители Русского Севера не хотели расставаться с курными избами? Ведь с белой печью гораздо меньше хлопот?

Во-вторых, во влажном северном климате открытый огонь и всеобволакивающий дым курной избы высушивали деревянные конструкции дома, увеличивая их срок службы. Кроме того, в такой избе было гораздо легче и удобнее просушивать рыболовные сети и одежду.

В-третьих, считалось, что дым выступает в роли дезинфекции, очищая дом от паразитов. За справедливость этог суждения я ручаться не могу, но то, что в курных избах не заводились тараканы и клопы, факт подтверждённый.

Постепенно время взяло своё. От изб по-чёрному стали отказываться в пользу домов с дымоходами, и основной причиной этому является кардинальная смена традиционного уклада жизни людей. Преимущества, которые давала курная изба своим обитателям, уже не были в высокой цене. Кроме того, в суматохе смены эпох потерялся глубинный, сакральный смысл крестьянского дома, и его конструкция потеряла свою символичность.
Сегодня курные избы можно найти лишь в архитектурных музеях. А на живом, незаповедном Севере встречаются разве что курные бани, в которых держится особый, всеобъемлющий жар чёрной печи.

Уважаемые читатели канала «Русский Север»! Если у вас есть желание и возможность, вы можете помочь равзитию канала, отправив в качестве поддержки любую сумму:

Источник

Какой была «настоящая» русская изба? Часть 2. (русофилам не читать)

Повторная просьба, воздержаться от чтения этой статьи самым правоверным славяно- и русофилам, поклонникам творчества министра культуры Мединского, зрителям канала Рен ТВ.

Целью этой публикации не являются:

— желание унизить национальную гордость великороссов,

— давать сравнительную характеристику русских изб и жилищ других народов в уничижительном или наоборот превосходном ключе.

— развенчание каких либо мифов.

Цель статьи так: ещё раз проследить зависимость технологии и конечного результата, конкретно в избостроении. А так же попытаться заглянуть «внутрь» избы, в том её виде, в котором она существовала несколько веков.

Печь. Без неё никак. Была глинобитной. Т.е. кирпичей не использовали. Почему? Непонятно. Хорошие кирпичи, получают путём обжига, они были трудны в изготовлении, т.к. опять же требовали дров. А дрова как добывались мы помним.

Но можно было использовать кирпич-сырец. Но не использовали и его. В общем, лепили из глины. Это ладно, но почему не делали дымоходов??

Мы с уверенностью утверждаем, что подавляющее большинство русских изб было до 18 века курными. Все свидетельства и документы говорят об этом. Топились по черному. Весь дым от печи попадал в помещение. Почему? Разве наши предки не могли сообразить, что гораздо лучше, если дым будет уходить на улицу а не внутрь?? Наверняка могли. В чём же дело? Здесь только предположение.

Можно ли было и дымоходы сделать глинобитными? Наверное. Но не делали и таких.

Здесь могут раздаться голоса против. Умели делать кирпичи! Умели. Храмы строили! У греков научились. Плинфа и т.п. Умели, да. Но не делали. Или возразят: а вот смотрите! Гравюры Олеария 17 века! На них Москва и московские дома. И почти у всех домов торчат трубы!

А вот гравюры другого иностранца в московской Руси 17 века, Мейерберга. И тут уже никаких труб на избах нет.

Что то не так. Или первый трубы пририсовал, или второй недорисовал. Скорее всего на гравюрах Олеария изображены были не дымоходы, а дымники. Дымники делали из дерева и ставили их как правило не в самой избе где печь а в соседнем помещении, например в сенях. Выпускали дым в сени, а уже из сеней в дымник.

Но вот появились кирпичи и дымоходы. Тут неизбежно возникает вопрос: каким образом делали «проходку» сквозь перекрытие и кровлю? Это сейчас есть негорючие материалы, каменная вата, герметики и «мастер-флэш». Раньше же не было. Как гидроизолировали место вокруг дымохода? Чем? Не очень понятно.

Теперь представим процесс топки в курной избе. А тут разночтения.

Одни пишут, что это было вполне ничего себе. Дым якобы только поверху стелился. А люди то внизу. И дышали они свежими воздухами. Вот например, что пишет академик Ополовников. «Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтёсанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь — всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе — белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в „красном“ углу — традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопчённых верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой как вороново крыло».

Думается, что, сам академик жил всё таки в квартире.)

Но есть другие свидетельства. Вот пример. Можно сказать, от первого лица. Хоть и длинное, но столь красочное, что его стоит привести с небольшими купюрами. Воспоминаяния крестьянина.

Картина маслом. Представили?

Ещё свидетельство: « Всё в них чёрное: потолок чёрной, стены закопчённые. И сами те хозяева то-же. Рукавицы положил на полавошник, а он сам от весь прокоптился. Возьмёшь рукавицы, станешь одевать, руки те испачкашь, за харю (лицо) схватишься и её замарашь. На печь полез в сажу выпачкался. Што не схватишь, везде копоть и грязь. Тимнота (темнота) была тогда, не знали что делать с эстим положением.»

Кроме того, что можно было надышаться дымком, был ещё серьёзный шанс отравиться угарным газом. И ходить с головной болью.

«Угорали до невозможности, даже от угару ту нюхали нашатырный спирт, а то к голове те привязывали холодку квашену капусту. Рябину ели. А то капусты наводят с квасом, и похлебают. Сказывали, лучше угар от пройдёт». (крестьянин Савельев.)

«Бывали случаи, хотя и редко, угорания насмерть. Так, раз родители ушли возить солому, а возвратясь в избу, нашли на полу 2 детей, умерших от угара.»

Окна . Тут уже никаких особых разночтений нет. Изображений и информации довольно.

«И это было только в тёплое время года, а зимой, когда и эти маленькие оконца загораживались соломой, тряпьём и оставлялся свободным только верх окна, световая площадь ещё больше уменьшалась. Кроме того, не надо забывать, что совершенно чёрные от сажи потолок и стены поглощали массу света.»

Постепенно одно окошко посередине стали делать красным, или косящатым. Размером немного больше чем волоковое . Чем же заменяли стекло в окнах? Пишут, что или слюда или «бычий пузырь». Слюда для тех, кто побагаче. Слюда весьма хрупкий и не практичный материал. Да и не настолько она распространена в природе. Т.е. слюда была скорее элитным материалом. Для царского двора и для богачей. Кстати, свет она пропускала очень плохо.

А теперь бычий пузырь. Шо це есть? Мы помним из уроков биологии, что у быка есть только два пузыря, один мочевой, другой желчный. Всё. И оба пузыря очень плохая замена оконному стеклу. Скорее, пузырём называли брюшину, оболочку для бычьих кишок. Вот её и натягивали наши предки на окошки. Натянули, нормолёк, сразу светлее. Мухи только всё окошко облепили, заразы. Специалисты по бычьим пузырям, поправьте меня.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Что означает топить баню по черному
  • Что означает сон про баню
  • Что означает сон купаться в бане
  • Что означает слово баня
  • Что означает разогреть на водяной бане