Бани зевксиппа в константинополе

Византия: на страже банной культуры

В нашей статье Это жаркое слово хаммам! мы упоминали о том, что популярные во всем мире турецкие бани произошли от роскошных древнеримских терм. Однако, если быть точными, между ними значительный отрезок времени занимал переходный период с банями Византийской империи.

Несмотря на то, что Восточная Римская империя, как называли Византию, стала преемницей великого Древнего Рима, ее банная культура кардинально отличилась.

Как известно, привычка мыться утратилась европейцами с приходом христианства. В качестве основного объяснения взаимосвязи этих событий обычно приводится довод о том, что в христианской религии все, что связано с телом и заботой о нем считается греховным, а долг верующего состоит исключительно в заботе о душе.

В отличие от большинства других раннехристианских государств, Древняя Византия сумела сохранить полезную римскую традицию. Практичные византийцы умудрились найти компромисс с отцами Церкви: великолепные древнеримские банные дворцы они перестроили в христианские храмы, оставив для банных процедур публичные термы, которые из центров общественной жизни превратились в помещения для омовений. Христианскими канонами обязательное омовение предусматривалось перед Пасхой. Чаще римские наследники могли мыться исключительно благодаря предписаниям медиков.

В те далекие времена идеи Церкви еще не успели распространиться на весь общественный разум, поэтому в Византии бурно развивались науки, в том числе и медицина. Так, византийские врачеватели уделяли особое внимание траволечению и назначали больным банные процедуры 1-2 раза в неделю с применением различных растительных составов, в зависимости от заболевания. Считалось, что жар лечит любые болезни, оберегает здоровье и укрепляет тело. Мыться следовало натощак, прежде чем появится голод и аппетит. Согласно «Медицинскому трактату» тучные люди должны были находиться в бане до тех пор, пока не выступит пот, после чего следовало натирать тело смесью из люпина, сухой кожуры цитрусовых и измельченных листьев розмарина. Худые же должны были использовать мякоть дыни, тыквы, муку бобовых и сухие измельченные цветки роз. При купаниях вместо мыла использовали травы, увеличивающие потоотделение — майоран, мяту, ромашку.

Бани сельские и городские

Как и в других государствах, в Византии доступ к гигиеническим процедурам зависел от материального положения граждан. В ранневизантийских городах благодаря римскому наследию общественных бань было очень много. Однако в отличие от роскошных терм, они представляли собой здания с несколькими обогреваемыми залами, в которые подавалась горячая вода. Как и римская, византийская баня имела аподитерий, кальдарий, тепидарий, фригидарий, парилку, бассейны, базилику и туалеты. В первое время при банях существовали и палестры — гимнастические залы, бывшие настолько популярными, что некоторые патриархи требовали закрывать бани в воскресенье, а позднее просто запретили предусматривать их при строительстве.

Другое отличие Византии – преобладание сельского населения над городским. Бани в провинциях были примитивные, оборудованные дровяными печами, и топились «по-черному». Такие же бани строили и в византийских монастырях. В записях монаха Хониата можно найти следующее описание: «Дым идет в помещение, сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в шапке, чтобы не простудить голову!»

Совсем по-другому выглядели бани в частных имениях. Несмотря на неодобрительную позицию церкви, византийские вельможи придавали баням столь же огромное значение, как и ипподромам. Аристократия любила понежить себя водными процедурами в роскоши собственных лутронов (купален), для украшения которых использовалось листовое золото, драгоценные камни и витражи, выполнявшие роль потолочных фонарей.

9 бань Константинополя

В отличие от других городов, бани столицы Византийской империи ни качеством, ни количеством не уступали, а иногда даже превосходили римские храмы красоты и здоровья. Среди тысяч общественных и частных бань особенно выделялись девять крупнейших общественных.

Бани Аркадия – знамениты портиком здания, украшенным статуями и крытым залом, выходящим за линию приморских стен и вдававшимся в море, исполнявшим роль пристани для приема легких судов посетителей. В зале, на порфировой колонне, находилась статуя императрицы Феодоры с благодарственной надписью от горожан.

Бани Ахилла — название связано со статуей «ахилла» — обнаженного эфеба с копьем, находившейся в ее гимнасии. Печально прославились среди жителей столицы при императоре Юстиниане I. В ходе подготовки морской экспедиции армии Велизария в Северную Африку эпарх дворца устроил в них ускоренную выпечку хлеба для солдатских пайков. Хлеб пропекался не дважды в пекарне, как положено, а один раз на полу тепидария. Уже по прибытии кораблей в город Мефону обнаружилось, что хлеб испортился и раскрошился. В итоге среди византийских воинов начались болезни, а около пятисот человек умерли. Несмотря на жалобу Велизария императору, высокопоставленный вор не понес никакого наказания.

Бани Икономион — самые обширные из бань комплекса Большого императорского дворца в Константинополе. По своей роскоши превосходили все подобные сооружения в городе. В интерьере широко использовались мраморы, цветные декоративные камни, мозаики, витражи и благородные металлы. Разобраны в 971 году императором Иоанном I на сполии, которые использованы для перестройки надвратной часовни Христа Спасителя.

Бани Евдокии – внутренние помещения были богато украшены декоративным камнем, витражами, мозаиками и аркадами по периметру, в которых находились статуи, в том числе Цизы (языческой богини, покровительствующей кормящим матерям), Геракла, Афродиты, Геспериды, Арктура, Марса и другие.

Бани Зевксиппа – в ранневизантийское время являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Здесь среди других многочисленных статуй находилась скульптура, изображавшая Гомера, настолько удачная, что тот казался византийцам живым. Когда бани перестали функционировать из-за отсутствия достаточного количества воды, часть помещений перестроили в казармы, а часть — в одну из тюрем Большого дворца, известную как Нумера.

Бани Константина – построенные в царствование императора Константина I Великого в центральной части новой имперской столицы. Были украшены мрамором, порфиром и другими ценными минералами, на стенах имелись мозаики, на потолке витражи в виде световых фонарей. В настоящее время, возможно, на их месте находится Чукур Хаммам.

Бани Тавра (Софиевы бани) – построенные в царствование императора Феодосия I Великого рядом с форумом Быка на месте водоема и Великого Храма нимф. Позже эти бани обветшали и подверглись частичному разрушению в результате землетрясения, но были восстановлены императором Юстином II и получили новое имя в честь его жены Софии. Частично сохранилась одна из трех цистерн, питавших их.

Бани Анастасии — являлись элементом грандиозных плановых работ по улучшению водоснабжения города, которые начали осуществляться еще при Константине Великом. Названы в честь старшей из дочерей императора Валента.

Влахернские бани — сооружение началось по личному указанию императора Тиверия II, который так и не смог увидеть завершение их строительства.

Почти все крупные бани Константинополя были разрушены землетрясениями. Часть пострадала во время восстаний. Некоторые уцелевшие элементы, в частности скульптуры, попали в храм Святой Софии, на ипподром, и, в большинстве своем, — в Большой императорский дворец. Во время своего существования бани периодически закрывались поскольку полностью зависели от функционирования константинопольского акведука — самого протяженного сооружения древнего мира (на сегодняшний день выявлено около 405 километров), который постоянно страдал от разрушений во время военных действий.

Источник

Бани зевксиппа в константинополе

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Прогулки по Константинополю — 2

ЗДАНИЯ И ТОПОГРАФИЯ
При основании нового города практичные римляне первым делом стремились обеспечить обильное снабжение водой. Строительство акведуков была отраслью инженерного искусства, которую они довели до совершенства. Провести воду с северных холмов оказалось не столь уж трудно. Руины старого акведука до сих пор остаются самыми примечательными строениями городского центра. Множество резервуаров и цистерн, открытых и закрытых, снабжали горожан водой. Через сто лет после основания города в четырнадцати его регионах имелось восемь общественных бань (thermae) и 153 частных купальни.

(Акведук Валента)
Константин пожаловал гражданам своей новой столицы те же развращающие привилегии, какими долго пользовался Рим, прежде всего, бесплатную раздачу хлеба за государственный счет. Зернохранилища Африки все еще предназначались для снабжения Рима, но плодородные земли Нильской поймы должны были обеспечивать нужды Константинополя. В нем имелось пять зерновых складов, двадцать общественных хлебопекарен, и специальные помосты («ступени») в разных частях города, с которых раздавался хлеб.
Путешественник, прибывший в Константинополь вскоре после его основания, был бы чрезвычайно удивлен, не обнаружив никаких признаков существования языческих культов. Отсутствие статуй богов Греции и Рима бросалось в глаза. Будь приезжий язычником, то он, отправившись на Акрополь, пришел бы в замешательство, осматривая храмы Аполлона, Артемиды и Афродиты, в которых жители старого Византия когда-то приносили жертвы, и которые Константин, лишив украшений, оставил стоять в качестве памятников прошлого. С самого своего освящения Новый Рим был демонстративно и официально христианским. Даже статуя основателя в образе бога-солнца не согласовывалась с христианскими устремлениями Константина. Сразу за стеной старого Византия, в центре овального Форума, которым он увенчал Второй Холм, император воздвиг высокую колонну из порфировых цилиндров, на вершину которой поместил статую Аполлона работы старого греческого мастера, но голова бога была заменена изваянием его собственной головы. Окруженная нимбом с семью лучами, она смотрела в сторону восхода солнца. Колонна, почерневшая от времени и пламени пожаров, поврежденная землетрясениями, все еще стоит – единственный уцелевший монумент основателя. Говорят, в пьедестале колонны Константин спрятан Палладий Рима и несколько христианских реликвий.
Как и в Риме, величественные колонны в честь императоров были характерной особенностью Константинополя. Феодосий Великий, Аркадий, Маркиан, Юстиниан – все они имели свои памятные столпы, подобно Траяну и Марку Аврелию. Колонна Маркиана, из них наименее интересная, до сих пор возвышается в центре города, а руины высокого пьедестала указывают на место, где высилась украшенная скульптурами колонна Аркадия, возведенная его сыном.
Находившийся на Первом холме Тетрастоон (площадь четырех портиков) был центром старого Византия. Константин отстроил его заново и переименовал в Augusteum в честь своей матери августы Елены, чью статую он там установил.

(Августеон)
К Августеону тяготели здания, игравшие важнейшую роль в политической жизни и в истории города. С северной стороны располагалась Великая Церковь, посвященная Св. Софии – Премудрости Божией, которая, вероятно, была заложена Константином и уж точно достроена его сыном Констанцием. К востоку находилось здание сената, построенное в виде базилики, имевшей, как обычно, апсиду со своей восточной стороны. К югу размещался парадный вход в императорский дворец, а поблизости от него – бани Зевксиппа.

(Бани Зевксипп)
У западного входа на Августеон возвышался Milion (мильный камень), монумент под сводчатой крышей, от которого шел отсчет расстояний по всей разветвленной сети дорог, соединявшей самые отдаленные части европейских провинций с Константинополем.
Миновав Милий, путешественник вступил бы на главную артерию города – Месу, или Среднюю улицу, которая через основные форумы и общественные места вела прямо к Золотым Воротам. Спускаясь с Первого и поднимаясь на Второй холм, гость города оставил бы по правую руку дворец богатого евнуха Лавса, собранием художественных ценностей превращенный в своего рода музей произведений искусства, а по левую – Praetorium, где вершил правосудие префект города. Затем он достиг бы овального форума Константина, называвшегося просто «Форум», с северной стороны которого находилось второе здание сената. Продолжая путь в западном направлении, он достиг бы форума Тавра, украшенного колонной Феодосия Великого, на вершину которой можно было подняться по внутренней лестнице. Здесь же поблизости располагался и Капитолий, в котором, после учреждения университета, разместились аудитории, где читали лекции профессора. На другом конце Форума сразу открывалось сооружение, известное, как Филадельфион – вероятно, арочный проход, где от главной улицы ответвлялась дорога к церкви Святых Апостолов и к Харисийским воротам. Продолжив путь по Средней улице, он миновал бы место, называемое Amastrianos, а затем, взяв юго-западнее, достиг форума Быка, названного так изваянию этого животного; здесь, в полой внутри статуе, по легенде, не имеющей под собой никакого реального основания, Юлиан Отступник якобы сжигал христиан. Вскоре улица взбирается на Шестой холм, и, пройдя через форум Аркадия, достигает старых Золотых Ворот в стене Константина. Сразу за этими воротами находился Exakionion – возможно, столп со статуей Константина, который и дал местности свое имя. От Месы, до того, как она достигнет Золотых Ворот Феодосия, отходит еще один путь – в сторону ворот Источника.
Должно быть, немало улиц ответвлялись от основной артерии, и к северу, и в западном направлении, но только о трех нам известно доподлинно. Две мы уже упоминали: одна вела к воротам Источника, другая к церкви Св. Апостолов, а третья, недалеко от Августеона – к Базилике и кварталу медников (Chalkoprateia), где императрица Пульхерия построила знаменитую церковь Богородицы. Место, где располагалась Базилика, или зал суда, можно определить совершенно точно, поскольку император Юстиниан построил рядом с ней грандиозную крытую цистерну, существующую до сих пор. Это изобилующий колоннами настоящий подземный дворец, о чем и говорит его турецкое название Yeri Batan Sarai.

(Цистерна Базилика)
Юлиан даровал Базилике библиотеку в 150 000 книг, и она стала излюбленным местом для занятий студентов-юристов. Близость цистерны, кажется, вдохновила анонимного писателя на следующую эпиграмму:
Это место посвящено Авзонии закону
Здесь источники струями обильны, здесь ручей
Юридического знания, которое могут черпать жаждущие,
И толпы прилежных юношей могут пить вволю.
Церковь Святых Апостолов стояла в центре города, на вершине Четвертого холма. Константин выбрал для нее форму базилики. Завершил строительство и посвятил храм Апостолам его сын Констанций. С восточной стороны к церкви примыкал круглый мавзолей, который Константин предназначил для себя и своих потомков. Собственный саркофаг он разместил в центре, а двенадцать других (по числу Апостолов) справа и слева от него. Мавзолей оставался нетронутым вплоть до турецкого завоевания, и многие из императоров нашли в нем упокоение. Сама церковь была перестроена в шестом веке и в обновленном виде стала самым великолепным церковным зданием в Константинополе после Св. Софии. Но ее судьба оказалась менее счастливой, чем у знаменитой соперницы. После взятия Константинополя турками храм был разрушен, чтобы освободить пространство для мечети Мехмеда Завоевателя, и от императорских гробниц не осталось и следа.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Бани зевксипп в константинополе картинки
  • Бани звенигород и окрестности
  • Бани заяц иди за мной
  • Бани заречные саров график работы
  • Бани закругленные под ключ