Бани в европе и россии в средние века

Бани в Средние века

Березовым веничком, конечно, европейцы не запасались. Но горячую воду и мыло еще как приветствовали. В Средневековье, вопреки расхожему мнению, в Англии и Франции, итальянских землях и немецких княжествах, повсеместно открывали бани. Для чистоты граждан. И, по счастью, тому осталось немало свидетельств — про бани в Средние века.

У римлян были их знаменитые термы. Правда, с падением империи, некоторые пришли в негодность: в Вечном городе это случилось по вине готов. Варвары осаждали Рим в VI веке и при этом порушили водопровод. А вот в Салерно термы уцелели, и в Англии, в нынешнем графстве Соммерсет, прекрасно сохранились.

Однако признаем: с VI века и примерно до IX с «общественным мытьем» в Европе было не очень-то благополучно. Но когда стало прибавляться население, и городки превратились в крупные центры, открылись и… бани. Достоверно известно, что к 1249 году в Париже имелось 26 бань. А знаем мы об этом благодаря «Регистру ремёсел и торговли Парижа», где говорится следующее: «Кто хочет быть банщиком в Париже… может работать им свободно. Человек своему банщику платит 2 денье, а если купается… 4 денье». Бани платили налоги, и финансовые документы, например, времен царствования Филиппа IV Красивого, отлично дошли до наших дней.

Населяли главный город Франции в ту пору почти 150 тысяч человек. Можно сказать: не маловато ли бань на такой город? Однако не будем забывать, что знатные люди в бани не спешили. В их собственных домах обустраивали мыльни и купальни. У знати на это отводились подвальные помещения, у бюргеров — угол на кухне. Своя купальня, например, была еще во дворце Карла Великого в Аахене – этот государь с большим почтением относился к римской культуре. Не случайно он добивался имперского титула, будто Август! Правители помельче немедленно взяли «под козырёк».

Правда, в Польше сходили как-то два герцога в баню: Генрих Бородатый и Лёшек Белый. Было это в 1227 году. И подверглись нападению. Ведь чего проще застать человека врасплох, ежели он в мыле и с мочалкой? Вот потому-то в немецком правовом сборнике, «Саксонском зерцале», и появились статьи, посвященные баням. За нападения на моющихся, похищение чужих вещей в общественных мыльнях наказывали сурово! То же и в Швеции: городской кодекс 1345 года предписывает оплатить 40 марок, если вещи из бани были взяты всего на полмарки.

В городе Кракове в 1400 году существовали 12 бань. Когда Ядвига Польская выбирала жениха, и 12 февраля 1386 года к ней приехал Ягайло Литовский, она даже послала своего доверенного слугу подсмотреть за претендентом в бане. Дескать: все ли с ним в порядке? Как мы знаем из свидетельств Замойского, Ядвига осталась довольна, и вышла замуж за Ягайло уже 18-го числа.

Женщинам и мужчинам нельзя было мыться вместе, и для посещения бань устанавливали разные дни. Например, в Испании XIII века для дам отводились среда и понедельник. Но непременно и обязательно! Еще в двенадцатом веке монахи составили трактат Regimen Sanitatis Salernarnitanum, где подчеркивалась важность гигиены. В аббатстве Сен-Галль купальни появились еще в VII веке. Но тем, кто принял постриг запрещалось посещать общественные мыльни — только внутри обители. Со временем такой запрет использовали неодбросовестные исследователи Средневековья: вот, дескать, цистерианцы не позволяют монахам ходить в баню! Позволяют. Но не в такую, где моются все остальные.

Распространению бань и купален помогли, как ни странно, и крестоносцы. Понаблюдав в походах за традициями других земель, обычай мыться они переняли с большим удовольствием.

Вот такое описание из тринадцатого века осталось о банях Эрфурта: «Если вам необходимо помыться, примут вас любезно. Опытный брадобрей вас побреет, а утомившись в ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть». Стоило это всё 1 денье, то есть, услуга была доступна даже небогатым горожанам. Кстати, в Эрфурте в начале XIV века существовало десять общественных помывочных.

Чем мылись, спросите вы? Во-первых, мыловарение было очень распространено в Европе. Французы, например, переняли римские традиции. Кастильское мыло подсмотрели у мавров. А из крестовых походов был привезен сирийский рецепт производства этого продукта. Известно, что в Алеппо много столетий использовали для создания мыла оливковое масло и плоды лавра. Поскольку в Провансе тоже росли оливковые деревья, то и массовое производство «сирийского мыла» началось именно там.

В тринадцатом веке европейцы узнали и полюбили этот продукт – мыло из Марселя. А столетием позже мыловар Крекас Давин был одним из самых уважаемых людей в городе. Дела шли настолько хорошо, что из частной мыловарни вырос целый «завод». Спрос был огромным, и марсельцы пошли на хитрость – иногда выдавали за своё мыло то, что купили в соседних итальянских мыловарнях!

Для мытья в бане применялись и травы, и целые трактаты рассказывали, какие нужны и для чего. Укроп, подорожник, ромашка, сельдерей, дикий лён, овсяные зерна – все шло в ход. «Тот, кто страдает от каменной болезни, может воспользоваться петрушкой. Следует отварить ее в вине и пить в бане», — рекомендовал трактат Lambeth. Бани настолько вошли в обиход, что даже появлялись… на гербах. В 1480 году городу Бадену был дарован герб, на котором изображена огромная лохань для купаний.

Знаменитый медиевисит, профессор Сорбонны Робер Фосье написал в своей книге «Люди Средневековья»: «Был даже умывальник в домах, наполняемый из кувшина. Ноги мыли перед сном, лицо после сна, а руки — перед едой. Зубы чистили порошком из каракатицы «.

А как же чума? А чума пришла в Европу в 40-е годы четырнадцатого века, когда бани в ней существовали столетия и столетия. Пришла болезнь из Монголии, перекинулась на портовые города, и после на другие регионы. То есть, с грязью напрямую чума связана не была. А вот последствия чумы, действительно, связали с банями. Когда Европа чуть-чуть встряхнулась от эпидемии, люди принялись искать виноватого. Кто-то должен был отвечать за произошедшее? Первым делом обвинили во всем падение нравов: люди были недостаточно набожны, мало чтили каноны, и, вероятно, нарушали их напропалую. Под одну гребёнку попали и смелые наряды знатных дам, и вольнодумцы, и бани. В общественном мытье некоторые проповедники углядели самые что ни на есть неприличные явления.

И вот как раз с XV века началось постепенное закрытие бань. Они не прекращали свое существование, но стали более редким явлением. Эразм Роттердамский горестно вздыхал в 1526 году: «…ничто не было так популярно у нас, как бани… но чума научила нас обходиться без них». Реформация воспринимала бани отрицательно — источник заразы, не меньше!

Но опять-таки это не означает, что мыться прекратили вовсе. Но заметно реже. И самыми «грязными» веками можно считать не Средневековье, а эпизод истории куда более поздний – века XVI и XVII. А вот в восемнадцатом интерес к мытью снова возник повсеместно. Чарльз Камерон опубликовал в 1772 году труд «Термы римлян», где подробно рассказывал об устройстве водопровода – и его работу расхватали как горячие пирожки. Тогда же стали популярными «воды» в Баден-Бадене, Карлсбаде и Спа. Но это уже не Средние века.

Получается, что Средневековье-то как раз не было «грязным и темным временем». Период нечистот пришелся совсем на другие эпохи.

Источники: Эйнгард «Жизнеописание Карла Великого», «Саксонское зерцало», Ф.Бродель «Структура повседневности: возможное и невозможное», Ханс Бок «Общественные бани», «Валенсийский кодекс», Ч. Камерон «Термы римлян», Р. Фоссье «Люди Средневековья».

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!

Лайки помогают развитию канала!

Перепосты в социальные сети приветствуются!

Источник

«Немытая Европа»: как выглядела антисанитария Средневековья, о которой так много говорят

Когда говорят о средневековой Европе, обязательно представляются картинки мрачных грязных улочек городов, массово завшивленных людей, не моющихся годами рыцарей и «милых» дам с гнилыми зубами. Массовая культура породила огромное количество мифов относительно гигиены в средневековой Европе. Наконец, на отечественных просторах можно часто услышать издевательское предубеждение о том, что бани были только на Руси в то время. Все это не так.

Когда говорят о средневековой Европе, обязательно представляются картинки мрачных грязных улочек городов, массово завшивленных людей, не моющихся годами рыцарей и «милых» дам с гнилыми зубами. Массовая культура породила огромное количество мифов относительно гигиены в средневековой Европе. Наконец, на отечественных просторах можно часто услышать издевательское предубеждение о том, что бани были только на Руси в то время. Все это не так.

Упадок цивилизации

Не все римские бани были разрушены во время кризиса ЗРИ. /Фото: photofeast.ru.

На протяжении многих столетий Рим был светочем цивилизации и ни для кого не секрет, что с гигиеной в нем все обстояло достаточно неплохо, по меркам античного государства. Принято считать, что с крахом Западной Римской Империи в Европе произошел настоящий санитарный кризис. Отчасти это действительно так. Разорение Рима и упадок империи не способствовал развитию санитарии в наступивший за этим период раннего средневековья. Однако, бани оставались все это время в Восточной Римской Империи. Более того, ситуация с санитарным делом начала постепенно налаживаться в Государстве Франков Карла Великого. К IX-X веку в городах стали появляться банные комплексы. Связано это было в первую очередь с ростом городов.

Бани стали вновь появляться с ростом городов. /Фото: gallery.ru.

Достоверно известно, что в XIII столетии с банями в Европе все обстояло уже очень хорошо, по средневековым меркам. Например, во Франции их существование подтверждают «Регистры ремесел и торговли». В Париже на 150 тысяч человек работало около 26 общественных бань, которые работали 6 дней в неделю. В Вене было 29 бань, в Франкфурте – 25, в Нюрнберге – 9 и это далеко не единственные примеры. Более того, документы указывают на то, что баня считалась весьма важным объектом городской инфраструктуры.

Было даже примитивное мыло, похоже на современное хозяйственное. /Фото: k-ur.ru.

Хотя Готы в свое время осадили, разграбили и сожгли Рим, уничтожив там античные акведуки, кое-что сохранилось. На территории современной Италии в Средние века продолжали работать старинные термы, которые пускай и в небольшом количестве, но все-таки сохранились.

Путешественники VII века описывали, что в Британии есть много соленых и горячих источников, которые местные жители используют для обустройства бань, где люди «моются раздельно, сообразно полу». Более того, в Британии оставалось небольшое количество еще римских бань, например в городе Бата, который был «курортным» для состоятельных граждан империи.

Баня – это весело

В банях работали разные специалисты. /Фото: modamaster.com.ua.

Средневековая баня — это в первую очередь польза для здоровья. Ходили в бани не только помыться. Существовал специальный «цех банщиков», где специалисты разного профиля оказывали самые разные услуги. Именно здесь работали цирюльники, которые стригли волосы и брили бороды. Врачеватели делали кровопускание и ставили пиявок, делали массаж. На некоторых средневековых европейских рисунках фигурируют даже банные веники! В банях использовалось примитивное мыло, сделано на основе золы, а также натуральные морские губки.

Баня была не только санитарным учреждением, но еще и увеселительным. При банях часто действовали питейные заведения, где люди могли употребить спиртные напитки, пообщаться, а также поесть. Нередко в залах играла музыка.

Церковь «против» бань

Церковь боролась с проституцией, а не с банями. /Фото: livejournal.com.

Существует твердое убеждение в том, что в средневековое время церковь выступала против бань. Безусловно, некоторые монахи, в рамках своей аскезы могли отказываться в том числе и от гигиенических процедур, однако церковь вовсе не боролась с банными комплексами, во всяком случае, целенаправленно. С чем действительно боролись церковники, так это с проституцией, которая процветала в подобных заведениях. Конечно, для простого люда столь неподобающее поведение просто объяснялось «греховностью», однако конечная цель у такой борьбы была опять же благая.

Дело в том, что средневековые бани с борделями (по большей части неофициальными) напоролись на те же грабли, что и античные бани греков и римлян. Подобные заведения быстро становились рассадниками венерических болезней.

В большинстве средневековых стран посещение бани и мужчинами, и женщинами одновременно – запрещалось. Для женщин или создавались отдельные комплексы, или вводились другие дни посещения. Как правило, в начале недели в баню ходили женщины, а мужчины к ее концу.

Кстати, именно распространение венерических заболеваний из-за публичных бань уже в Новое время станет причиной их массового закрытия.

Источник

Немытая Европа миф. В средние века европейцы почитали бани

О, как много каждый из нас слышал об этой немытой, зачуханной средневековой Европе! И бань-то там не было, и короли-то там немытыми всю жизнь ходили, забивая гнусный запах немытого тела литрами духов. Приятно, конечно, на этом фоне поминать своих предков-славян с их баньками. Но так ли все было на самом деле, действительно ли Европа в средние века не знала гигиенических процедур? Давайте разбираться.

Были ли бани в средневековой Европе?

Увы и ах, но бани были и их было довольно много. Об этом нам говорят как данные археологии – бани находят при раскопках древних городов, так и множество сохранившихся с тех времен документов.

Возьмем крупнейший мегаполис XIII века – Париж, в нем в 1249 году на 140 тысяч населения действовало 26 общественных бань. Сохранились налоговые документы того времени, из которых мы узнаем, что работали бани 6 дней в неделю, а помыться стоило от 2 до 4 денье – весьма умеренные деньги для того времени.

Другие европейские города не отставали: в Гамбурге, Вене, Константинополе, Венеции бани были и были весьма любимы населением. В маленьких городах тоже было где помыться – грязным никто не ходил.

Более того, были целые гильдии банщиков со своим уставом и требованиями к специалистам по мытью. Банщик была распространенная и почитаемая профессия.

Так же в банях оказывали различные медицинские услуги, начиная от удаления бородавок и заканчивая довольно сложными операциями.

Европейцы знали мыло, оно производилось в больших количества, как премиум класса, так и для простого народа. В мыло для людей побогаче нередко добавляли эфирные масла, помогающие при различных кожных заболеваниях. Кстати, определённый вид мыла могли назначить лекари.

Бани занимали настолько важное место в общественной жизни средневековой Европы, что им отводилось отдельное место в законах того времени. Совершить преступление в бане было отягчающим обстоятельством. Оно и понятно – человек в бане вынужден оставить свое имущество и оружие и был практически беззащитен перед преступником.

Законов, касающихся бань, известно множество. Приведем только один пример: городской кодекс Швеции 1345 года «Bjarkoaratten». Он оговаривает, что убийство в бане облагается штрафом в двойном размере. А кража более, чем половины марки при невозможности выплатить штраф (40 марок) наказывается повешением.

Также законами строго регламентируется работа бань: мужские и женские дни, когда можно приходить мыться христианам, когда иудеям. Да что там, даже в монастырских уставах регламентируется посещение бань монахами!

Откуда же появился «немытый» миф?

С XVII века ситуация с гигиеной стала ухудшаться. Связано это было с резким ростом цен на дрова, обнищанием населения, а также убежденностью медицины, что в банях распространяются эпидемические заболевания.

Кто побогаче, стали обустраивать купальни у себя дома, строить личные бани. У них всегда находились деньги на горячую воду и слуг – банщиков. Бедняки действительно в XVII – XIX века мылись существенно реже, чем в более раннее время. Но не два раза в жизни, как многие верят в наши дни.

Представьте себя не мытым пару месяцев. Как ощущения? Не очень, верно? И это при том, что вам не приходится выполнять тяжелую грязную работу, как людям того времени.

Вот и средневековье люди вполне себе понимали, что лучше ходить чистым, чем грязным, в струпьях и с целой колонией вшей.

Понравилась статья? Поставьте пальчик вверх, и не забудьте подписаться на наш канал! У нас каждый день выходят интересные статьи на различные темы!

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Бани в евпатории у людмилы
  • Бани в дубне московской области
  • Бани в древнем риме картинки
  • Бани в древнем мире 5 букв
  • Бани в древнем египте