- Немытая Европа миф. В средние века европейцы почитали бани
- Почему европейцы боялись ходить в баню
- Трансформация сознания
- Возникновение и исчезновение бань
- Средневековые взгляды
- Русские и их бани
- «Немытая Европа»: как выглядела антисанитария Средневековья, о которой так много говорят
- Упадок цивилизации
- Баня – это весело
- Церковь «против» бань
Немытая Европа миф. В средние века европейцы почитали бани
О, как много каждый из нас слышал об этой немытой, зачуханной средневековой Европе! И бань-то там не было, и короли-то там немытыми всю жизнь ходили, забивая гнусный запах немытого тела литрами духов. Приятно, конечно, на этом фоне поминать своих предков-славян с их баньками. Но так ли все было на самом деле, действительно ли Европа в средние века не знала гигиенических процедур? Давайте разбираться.
Были ли бани в средневековой Европе?
Увы и ах, но бани были и их было довольно много. Об этом нам говорят как данные археологии – бани находят при раскопках древних городов, так и множество сохранившихся с тех времен документов.
Возьмем крупнейший мегаполис XIII века – Париж, в нем в 1249 году на 140 тысяч населения действовало 26 общественных бань. Сохранились налоговые документы того времени, из которых мы узнаем, что работали бани 6 дней в неделю, а помыться стоило от 2 до 4 денье – весьма умеренные деньги для того времени.
Другие европейские города не отставали: в Гамбурге, Вене, Константинополе, Венеции бани были и были весьма любимы населением. В маленьких городах тоже было где помыться – грязным никто не ходил.
Более того, были целые гильдии банщиков со своим уставом и требованиями к специалистам по мытью. Банщик была распространенная и почитаемая профессия.
Так же в банях оказывали различные медицинские услуги, начиная от удаления бородавок и заканчивая довольно сложными операциями.
Европейцы знали мыло, оно производилось в больших количества, как премиум класса, так и для простого народа. В мыло для людей побогаче нередко добавляли эфирные масла, помогающие при различных кожных заболеваниях. Кстати, определённый вид мыла могли назначить лекари.
Бани занимали настолько важное место в общественной жизни средневековой Европы, что им отводилось отдельное место в законах того времени. Совершить преступление в бане было отягчающим обстоятельством. Оно и понятно – человек в бане вынужден оставить свое имущество и оружие и был практически беззащитен перед преступником.
Законов, касающихся бань, известно множество. Приведем только один пример: городской кодекс Швеции 1345 года «Bjarkoaratten». Он оговаривает, что убийство в бане облагается штрафом в двойном размере. А кража более, чем половины марки при невозможности выплатить штраф (40 марок) наказывается повешением.
Также законами строго регламентируется работа бань: мужские и женские дни, когда можно приходить мыться христианам, когда иудеям. Да что там, даже в монастырских уставах регламентируется посещение бань монахами!
Откуда же появился «немытый» миф?
С XVII века ситуация с гигиеной стала ухудшаться. Связано это было с резким ростом цен на дрова, обнищанием населения, а также убежденностью медицины, что в банях распространяются эпидемические заболевания.
Кто побогаче, стали обустраивать купальни у себя дома, строить личные бани. У них всегда находились деньги на горячую воду и слуг – банщиков. Бедняки действительно в XVII – XIX века мылись существенно реже, чем в более раннее время. Но не два раза в жизни, как многие верят в наши дни.
Представьте себя не мытым пару месяцев. Как ощущения? Не очень, верно? И это при том, что вам не приходится выполнять тяжелую грязную работу, как людям того времени.
Вот и средневековье люди вполне себе понимали, что лучше ходить чистым, чем грязным, в струпьях и с целой колонией вшей.
Понравилась статья? Поставьте пальчик вверх, и не забудьте подписаться на наш канал! У нас каждый день выходят интересные статьи на различные темы!
Почему европейцы боялись ходить в баню
В античное время водопровод, акведуки, частные и общественные термы встречались во всех городах Европы и мыться было обычным делом. «Жуткое» язычество призывало человека следить за своим телом и даже последний нищий, например, в Древнем Риме имел право на бесплатную баню. С распространением христианства ситуация изменилась. Стремясь упорядочить жизнь в соответствии с благочестивыми нормами поведения, европейские нации почему-то погрязли в нечистотах.
Люди стали бояться мыться. Почему так случилось?
Трансформация сознания
В первые века распространения христианства в Европе еще работали общественные городские бани, и несколько раз в неделю смывать с себя грязь считалось нормальным для праведной жизни, но только соблюдая определенные условия.
Апостольские заповеди запрещали христианам мыться в одной бане с евреями, а также с мусульманами, для которых омовения являются ритуальными действиями. Не мог честный христианин просто мыться, когда рядом представитель другой религии, возможно, возносит свои молитвы богу. И если мусульмане в Европе встречались редко и их можно было идентифицировать по одежде и речи, то евреи исстари жили со многими европейскими народами, часто говорили на местном языке и выглядели, как обычные горожане.
Определить, кто моется рядом, было сложно, евреи не произносили вслух свои молитвы, но ревностным христианам было от этого не легче. В итоге под давлением церкви общественные термы в европейских городах стали закрывать, а в частных банях стали брать большую плату.
Великое похолодание, длившееся на европейском континенте с VI по IX век заставило людей очень бережно относится к топливу, которым тогда была только древесина. За несколько веков реликтовые леса были полностью вырублены, цены на дрова во многих странах оказалась немыслимыми.
Апеннинский полуостров из цветущего края в античные времена превратился в середине Средневековья в степную и пустынную местность. В таких условиях тратить дорогостоящее дерево не на обогрев жилища, а на какие-то излишества, например, баню, считалось кощунством.
Возникновение и исчезновение бань
Потепление, пришедшее в XI веке, ненадолго вернуло людям возможность пользоваться частными банями. Однако с развитием христианской культуры в Европе постепенно менялось и отношение к омовению, причем как в лучшую, так и в худшую сторону.
Непрекращающиеся войны, которые вела Византия, и затем ее падение привели к тому, что в Италию и в меньшей степени во Францию с малоазийского полуострова хлынули потоки беженцев. В основном это были образованные византийцы, и во многом именно они подготовили почву для Ренессанса.
В Европе не без их влияния возродился обычай часто мыться и появились общественные термы, но, увы, ненадолго. В 1526 году известный нидерландский ученый Эразм Роттердамский писал: «. Всего 25 лет назад ничего не было таким популярным, как общественные бани. Сегодня их уже не отыскать – чума научила нас обходиться без них. » Очередное длительное похолодание на континенте стало причиной удорожания дров и, как следствие, редкости принятия людьми водных гигиенических процедур. Естественно, начали распространяться болезни.
Чуму из Китая в европейские страны принесли блохи, а распространяться эта инфекция стала в первую очередь в общественных банях. Люди, приходившие помыться, сбрасывали свою одежду в одном помещении, и блохи, зараженные чумой, свободно перепрыгивали на облачение здорового человека.
Вскоре европейцы, в основном массово необразованные, стали считать, что именно вода, а вернее банные процедуры распространяют чуму, поэтому начали отказываться от них. И если в ХVI веке богатые горожане мылись в своих частных банях хотя бы раз в полгода, то в ХVII—ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. И тому немало поспособствовали некоторые, поистине средневековые христианские догмы.
Средневековые взгляды
Если в самом начале итальянского Возрождения христиане, любуясь произведениями античного искусства, приходили к мысли, что человек подобен Богу, то с развитием Реформации люди прежде всего в Центральной, Северной и Западной Европе вернулись, как это ни странно, к средневековому пониманию действительности. Человек как таковой снова предстал абсолютно греховным созданием, изначально неспособным к праведной жизни. Только на этом основании католические и протестантские священники не рекомендовали своей пастве вообще трогать себя руками — это считалось греховным. Что уж говорить о том, чтобы мыть себя даже в закрытой, частной бане.
И если в середине ХV века в европейских медицинских трактатах можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», то в конце того же века бани стали еще и атрибутом ада.
Например, королева Испании Изабелла Кастильская, являвшаяся для всех образцом христианской добродетели, оставила в своих документах запись, где она с гордостью сообщала о том, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день собственной свадьбы.
Русские и их бани
Появление общественной бани в Европе было шоком, и этот «ужас» в процветающий Париж принесли русские солдаты. В 1813-1814 годах преследовавшая войска Наполеона армия Российской империи на некоторое время была расквартирована во французской столице. Раз в неделю русские устраивали себе баню, куда вваливались огромными обнаженными толпами и хлестали себя растениями. Парижане, наблюдая за подобными «вакханалиями» русских, расценивали все это как кару небесную за собственную алчность. Представления о гигиене «дикого» россиянина и просвещенного европейца разительно отличалась, и не в пользу последнего.
В 1818 году в Берлине была открыта первая, и долгое время единственная общественная баня. В 1840 году вышел один из первых романов Александра Дюма «Учитель фехтования», в котором, в частности, упоминалась реакция просвещенного европейца, пришедшего в ужас при посещении русской общественной бани в российской столице.
А в 1889 году в Берлине было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом «Каждому немцу баня — каждую неделю», и уже в течение следующего десятилетия в столице Германии число общественных бань перевалило за 200.
Однако до сих пор европейцы, наблюдая на зарубежных курортах, как русские часами плавают на глубине в открытом море, недоумевают, как это возможно, и сами лишь по несколько минут плещутся в бассейне.
«Немытая Европа»: как выглядела антисанитария Средневековья, о которой так много говорят
Когда говорят о средневековой Европе, обязательно представляются картинки мрачных грязных улочек городов, массово завшивленных людей, не моющихся годами рыцарей и «милых» дам с гнилыми зубами. Массовая культура породила огромное количество мифов относительно гигиены в средневековой Европе. Наконец, на отечественных просторах можно часто услышать издевательское предубеждение о том, что бани были только на Руси в то время. Все это не так.
Когда говорят о средневековой Европе, обязательно представляются картинки мрачных грязных улочек городов, массово завшивленных людей, не моющихся годами рыцарей и «милых» дам с гнилыми зубами. Массовая культура породила огромное количество мифов относительно гигиены в средневековой Европе. Наконец, на отечественных просторах можно часто услышать издевательское предубеждение о том, что бани были только на Руси в то время. Все это не так.
Упадок цивилизации
Не все римские бани были разрушены во время кризиса ЗРИ. /Фото: photofeast.ru.
На протяжении многих столетий Рим был светочем цивилизации и ни для кого не секрет, что с гигиеной в нем все обстояло достаточно неплохо, по меркам античного государства. Принято считать, что с крахом Западной Римской Империи в Европе произошел настоящий санитарный кризис. Отчасти это действительно так. Разорение Рима и упадок империи не способствовал развитию санитарии в наступивший за этим период раннего средневековья. Однако, бани оставались все это время в Восточной Римской Империи. Более того, ситуация с санитарным делом начала постепенно налаживаться в Государстве Франков Карла Великого. К IX-X веку в городах стали появляться банные комплексы. Связано это было в первую очередь с ростом городов.
Бани стали вновь появляться с ростом городов. /Фото: gallery.ru.
Достоверно известно, что в XIII столетии с банями в Европе все обстояло уже очень хорошо, по средневековым меркам. Например, во Франции их существование подтверждают «Регистры ремесел и торговли». В Париже на 150 тысяч человек работало около 26 общественных бань, которые работали 6 дней в неделю. В Вене было 29 бань, в Франкфурте – 25, в Нюрнберге – 9 и это далеко не единственные примеры. Более того, документы указывают на то, что баня считалась весьма важным объектом городской инфраструктуры.
Было даже примитивное мыло, похоже на современное хозяйственное. /Фото: k-ur.ru.
Хотя Готы в свое время осадили, разграбили и сожгли Рим, уничтожив там античные акведуки, кое-что сохранилось. На территории современной Италии в Средние века продолжали работать старинные термы, которые пускай и в небольшом количестве, но все-таки сохранились.
Путешественники VII века описывали, что в Британии есть много соленых и горячих источников, которые местные жители используют для обустройства бань, где люди «моются раздельно, сообразно полу». Более того, в Британии оставалось небольшое количество еще римских бань, например в городе Бата, который был «курортным» для состоятельных граждан империи.
Баня – это весело
В банях работали разные специалисты. /Фото: modamaster.com.ua.
Средневековая баня — это в первую очередь польза для здоровья. Ходили в бани не только помыться. Существовал специальный «цех банщиков», где специалисты разного профиля оказывали самые разные услуги. Именно здесь работали цирюльники, которые стригли волосы и брили бороды. Врачеватели делали кровопускание и ставили пиявок, делали массаж. На некоторых средневековых европейских рисунках фигурируют даже банные веники! В банях использовалось примитивное мыло, сделано на основе золы, а также натуральные морские губки.
Баня была не только санитарным учреждением, но еще и увеселительным. При банях часто действовали питейные заведения, где люди могли употребить спиртные напитки, пообщаться, а также поесть. Нередко в залах играла музыка.
Церковь «против» бань
Церковь боролась с проституцией, а не с банями. /Фото: livejournal.com.
Существует твердое убеждение в том, что в средневековое время церковь выступала против бань. Безусловно, некоторые монахи, в рамках своей аскезы могли отказываться в том числе и от гигиенических процедур, однако церковь вовсе не боролась с банными комплексами, во всяком случае, целенаправленно. С чем действительно боролись церковники, так это с проституцией, которая процветала в подобных заведениях. Конечно, для простого люда столь неподобающее поведение просто объяснялось «греховностью», однако конечная цель у такой борьбы была опять же благая.
Дело в том, что средневековые бани с борделями (по большей части неофициальными) напоролись на те же грабли, что и античные бани греков и римлян. Подобные заведения быстро становились рассадниками венерических болезней.
В большинстве средневековых стран посещение бани и мужчинами, и женщинами одновременно – запрещалось. Для женщин или создавались отдельные комплексы, или вводились другие дни посещения. Как правило, в начале недели в баню ходили женщины, а мужчины к ее концу.
Кстати, именно распространение венерических заболеваний из-за публичных бань уже в Новое время станет причиной их массового закрытия.