Баенник баня официальный сайт

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

Баенник

Попариться захотелось

Один мельник вернулся домой с ярмарки за полночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.
— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!
И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.
Когда уже к рассвету пришли в баню домочадцы, встревоженные долгим отсутствием хозяина, еле-еле привели его в чувство! Долго трясся он от страха, даже голос потерял и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:
— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба божия, не было бы ни чирья, ни вереда, ни баенной нечисти!

Пять золотых колец
Однажды собрались девушки на святочную вечеринку, а парни за что-то обиделись на них и не пришли. Заскучали девицы, и самая смелая из них говорит:
— Пойдемте-ка к бане, кого-то из нас баенник озолотит.
— Как так озолотит? — спрашивают подруги.
— Надобно протянуть руку в окно, коли не трусиха, ну, баенник и насадит на руку пять золотых колец.
Подошли к бане. Ночь звездная, морозная, луна светит. Самая смелая из всех подруг сунулась в баньку — да как закричит: кто-то со страшной силой стиснул ей пальцы. Кое-как помогли ей руку выдернуть, глядь — а на ней и впрямь кольца. Но не золотые, а железные, к тому же, скованные воедино, так что и руку разжать нельзя.
Только после долгих трудов и молитв удалось кузнецу-кудеснику освободить несчастную от оков нечистой силы!

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», — говорят до сих пор. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Если хочется увидеть нежить в бане, надо зайти туда ночью и, заступив одной ногою за порог, скинуть с шеи крест и положить его под пятку.
Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — если повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.
Вообще в бане надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, — нельзя.
Если не соблюдать этих правил или появиться в бане не вовремя, баенник накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя покидать одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно скорее бежать прочь. Если баба в бане станет браниться и посылать своих детей к черту, баенник может содрать с нее кожу с головы до ног.
Чтобы он не проказил, не вредил в новой бане, в прежние времена приносили в дар черную курицу. Такую курицу, не ощипывая перьев, душили (а не резали) и закапывали под порогом.
Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу — веник: баенники любят внимание и заботу!
На ночлег банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банник охраняет от всякой нечистой силы. Когда леший хотел однажды затаскать человека в бане, банник не позволил: «Нет, нельзя, он у меня просился!»
У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!» — и так трижды. В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе баенник рассердится и напугает.
Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

Источник

Банники и банницы — славянские духи-покровители бани

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи «Словаря славянской мифологии» Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Банник (Банный, Лазьник) — дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьем кожу. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Банник всегда моется после всех людей. Он приходит мыться после того, как помылись три пары людей, или после третьего пара, так как в ту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Чтобы добиться расположения банника, ему следовало оставлять в бане метлу, кусок мыла и воду на дне лохани. В жертву ему приносили черную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и закапывают под порогом.

Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле признается нечистым местом, а банище — и вовсе поганым. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! Человек, посетивший баню, считавшуюся «поганой», не мог идти в тот же день в церковь.

  • Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник)
  • Жена банника — банница (банниха, байница, баенная матушка, обдериха, шишига)

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник)

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник) — один из домашних духов древних славян, который, по поверьям, обитает в бане. Дух бани или хозяин бани имеет свой характер и предъявляет к людям, которые пользуются его домом, особые требования.

По своему характеру банник довольно близок к другим домовым духам — домовому, овиннику, дворовому, кикиморе и даже лешему. Так, в частности, некоторые славянские мифы говорят о том, что все эти духи ходят мыться к хозяину бани. Отсюда следует поверие, что пользоваться баней можно только в три пара. На четвёртый пар со своими друзьями-духами идёт мыться сам банник, и человек, который окажется в это время в бане, может поплатиться за свою неосторожность, в частности — «угореть», «перепариться» и так далее. Также существует поверие, что нельзя мыться в бане после захода солнца.

Вера в банников является такой же древней, что и вера в домовых. Так, например, сохранились сведения, что славяне в определённые праздники, которые посвящались поминовению предков (осенние деды, солнечные праздники и т.д.), оставляли угощение для духов своих умерших родственников не только на праздничном столе и в различных частях дома, но и в бане и даже на крыше бани. Внутри бани на ночь рассыпали золу, а на утро ходили смотреть — приходили ли духи за угощением или нет. Если духи приходили, то на золе сохранялись следы, которые напоминали птичьи.

Банник, как и все другие духи, совершенно невидим для человека, покуда он сам не захочет явиться. В бане он живёт под полком или за печкой-каменкой. Часто в бане живёт не один банник, а целая семья — банник, жена и дети. Те, кто видел банника своими глазами, утверждают, что выглядит он как голый старик с длинными растрёпанными волосами и бородой. Славянские мифы говорят о том, что хозяин бани может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем, веником или угольком.

У банника довольно крутой нрав. Если его всё устраивает, то люди-хозяева бани могут только наслаждаться, мыться и париться в своё удовольствие. Но если дух чем-либо разгневан, то может стучать, кричать, щекотать людей. Может запарить человека до потери сознания, ободрать кожу и повестить её на печку и даже кидаться камнями из каменки. Чтобы не гневить хозяина бани, нужно содержать это место в чистоте. Принято оставлять банникам воду, мыло, веник и другие необходимые вещи. Если же всё-таки люди начинают чувствовать, что в бане что-то идёт не так, стоит задобрить духа. Для этого в первую очередь необходимо прибраться, затем принести в баню кусок ржаного хлеба, который посыпан солью. Горсть соли бросить на каменку. Кроме того, стоит благодарить банника каждый раз после того, как помылись и насладились его гостеприимством.

Существуют народные представления о подарках банника. Например, у банника можно получить настоящую шапку-невидимку, но для этого нужно знать определённый день и совершить при этом особый ритуал. Также считается, что у духа бани имеется беспереводной целковый, то есть монета, которая всегда возвращается назад к человеку после того, как тот её потратил. Для того, чтобы получить целковый, нужно спеленать (как ребёнка) кошку чёрного цвета и ровно в полночь бросить её в баню, при этом потребовав: «На тебе ребенка — дай мне беспереводной целковый».

К баннику обращаются и с целью получить предсказание. До нашего времени сохранились упоминания гадательных обрядов, которыми увлекались девушки в праздники. Девушки приходили к бане ночью и совали в открытую дверь какую-либо часть тела. Если банник прикоснётся голой рукой — жених будет бедным, если мохнатой — богатым.

Жена банника — банница (банниха, байница, баенная матушка, обдериха, шишига)

Жена банника — банница, банниха, байница, баенная матушка или обдериха. Также супругу банника часто называют Шишигой. Банница выглядит как страшная, лохматая старуха, является в голом виде. Может обернуться хорошей знакомой или родственницей, чтобы завлечь в баню и запарить до смерти.

Источник

Низшая мифология: Банник

Как мы знаем, баня играла важную роль в жизни наших предков.

В нелегком климате это было наилучшее место избавиться от усталости, а то и вовсе изгнать болезнь. В бане гадали, рожали, мылись, лечились, проводили магические ритуалы. Наши предки ценили баню, как символ чистоты физической и духовной.

«Свято место пусто не бывает» — говорят до сих пор, именно поэтому у бани, так же, как и у дома, либо двора, был свой хозяин.

Величали его Банником , однако, носил он много других имен. Баенник, Байник, Банный, Банщик, Дедушка Баянный, Банный дух, Жихарь, Шишок и так далее.

Если рассматривать направления низшей мифологии, то Банника относили к низшей мифологии рода. (Также сюда относят домовых, дворовых и т. д.)

В славянской мифологии духи всегда находились подле человека и большинство представителей, живущих в близости от него, являлись либо нейтральными, либо даже полезными.

Неизменно одно, во всех сказаниях, нет существа более доброго и злобного одновременно, чем Банник.

Как мы уже поняли, баня не простое помещение. С одной стороны, это место очищения тела и души, а с другой стороны, самое «грязное» место в прямом и переносном значении. Бывало, что в лютый мороз, в северных краях, когда человек умирал, его могли подхоронить до весны пол полом бани, где земля поддавалась лопате. Кроме того, послед рожениц тоже хранили в бане.

Хозяин бани знал, что его жилище – это некая граница между чистым и нечистым.

Банник зачастую невидим и обнаруживает себя шумом, а если уж и покажется человеку, то предстает в страшном образе черного, мохнатого человека, иногда огромного роста, с длинными волосами, когтями. Либо же в образе нагого деда, покрытого листьями от веников с длинной, седой бородой.

По поверьям жителей некоторых районов России Банник также может предстать в обличье животного: кошки, собаки, зайца, лягушки .

По общерусским поверьям Банник обычно обитает под полком, либо за каменкой.

«„А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь“. — „Нет, я не боюсь и не сойду с ума“. Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полок». Быличка

Наводит он в бане порядок, моется, поддерживает хороший пар и греет баню, когда хозяин парится. Мало того, защищает он дом свой от чужих Банников, да от нечисти всякой.

«К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: „Укрой меня в ночи, пусти ночевать“. — „Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?“ — „Ну вот и спасибо“. — „Ступай с Богом“. На другое утро этот мужик и рассказывает: „Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: „Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!“ Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: „Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его“. И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: „Сними крест да хлещи его!“ Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали“»

Для того, чтобы его задобрить, приносили в баню соль и хлеб, да ставили на праздники угощения. Иногда, под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали черную курицу, а затем уходили, пятясь задом, да кланяясь. Оставляли воду, мыло и веник, иначе обидится он, кипятком брызгать будет, камни с каменки скидывать, да угару напускать. Активен ночью, днем обычно спит. Дружит с Домовым и Дворовым. (о них я расскажу вам в следующих статьях).

Но бывает не так уж и хорош, наш мифический герой.

В народе ходит немало страшных историй о том, как Банник мог наказать людей, особенно тех, кто плохо следит за баней и оставляет ее грязной. Кто моется после захода солнца, кричит или ругается в его доме.

Он может путать волосы женщинам и девушкам, да так, что спасет от распутывания только обрезание под корень. Может заклинить дверь и лить на каменку кипяток до тех пор, пока человек не упадет без памяти или не скончается от удушливого жара. Бросается горячими камнями, плещется кипятком. А если баба, например, станет в бане браниться и посылать своих детей «к черту», то Банник может содрать с нее кожу с головы до ног.

Хотя, поговаривают, что этим занимается Обдериха , зачастую предстающая женой Банника.

Подобную жестокость объяснить несложно. Ведь банник живет в самом нечистом и тяжелом месте.

Что касается рожениц, которых водили в баню в стародавние времена, то мог Банник и тут насолить. Губил он девицу, если ее одну оставляли или крал он младенца, заменив своим ребенком.

Поверья и придания

Просили у Банника и богатство. Поговаривали, что есть у Банника беспереводный целковый. Чтобы заполучить его, нужно было спеленать черную кошку в полночь, да и бросить ее в баню, приговаривая: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» , а затем быстро выбегать и окрестить себя три раза.

В Олонецкой губернии верили, что Банник хранит у себя шапку-невидимку . Получить ее можно только раз в год. В пасхальную ночь нужно пойти в баню, снять крест нательный и положить его в левый сапог, вместе с ножом. Сесть лицом к стене и все проклинать. Из-под полка должен появиться старик с шапкой.

А в Вологодской губернии говорили, что, добывая шапку-невидимку, нужно прийти в баню во время «Христовской заутрени», когда Банник почивает. Снять с него шапку и бежать скорее в церковь. Если успеешь добежать, прежде чем Банник проснется, то шапка твоя, а ежели нет, догонит он тебя и убьет.

Объединив в себе две такие мощные силы, как вода и огонь, Банник обладает немыслимой силой, поделится с которой он мог с любым, кто его попросит.

При поиске информации я наткнулась на один интересный факт. Сейчас поведаю.

Моя бабушка всегда мне говорила : «Не ходи, внученькая, после полуночи в баню мыться. Там черти моются, вениками себя хлыстаются и тебя захлещут!»

Всегда было интересно, как это может быть связанно с Банником и вот ответ.

Часто, хозяина бани именовали чертом ( Шишкой, Анчуткой ). В Ярославской губернии считали, что баня – «обиталище чертей» . А прежде, чем привести роженицу в баню, повивальная бабка бросала по углам камни с каменки, приговаривая: «Черту в лоб!»

Но, стоит отметить, что Банник и черт – это разные мифологические персонажи. Скорее всего «черт» — это наименование Банника, которое выражает общее представление о нем, как о нечистой силе.

На мой взгляд, Банный Дедушка не настолько злой дух, насколько справедливый. А какой образ Банного духа ближе всего к Вам? Может быть в бане с Вами происходили странные вещи? Рассказывайте о них в комментариях!

Читайте также:

Волшебная Жар-птица в славянской мифологии

Дед Мороз в славянской мифологии

Мифология древних славян: Высшая. Темные Боги.

Низшая мифология: Водяной

Низшая мифология: Леший

Мифология древних славян: Высшая. Пантеон Богов

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного 🙂

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Бадья медная для бани
  • Бадья для бани своими руками
  • Бадья деревянная для бани
  • Багульник болотный применение в бане
  • Багульник болотный для бани