Анализ рассказа михаила зощенко баня

Анализ рассказа М. Зощенко «Баня»

Михаил Зощенко – писатель-сатирик. В своих рассказах он пытался через сатирическое описание событий и явлений общественной жизни способствовать улучшению нравов советского общества того времени, в котором он жил. Один из таких рассказов – «Баня».

Данный текст принадлежит к художественному стилю (письменный, литературный, с элементами разговорного). Жанр произведения – сатирический рассказ – предполагает резкое, решительное осуждение какой-либо реалии общественной жизни. В данном случае, – это баня и те невыносимые условия, в которых вынуждены находиться люди, посещающие её.

Анализ семантического пространства текста

После прочтения текста можно заметить, что его семантическое пространство по своей структуре однозначно. Все языковые средства (лексические, синтаксические, стилистические и др.), используемые автором в произведении, призваны раскрыть тему неудобства обслуживания в общественном заведении. Данная тема может быть разделена на две подтемы:

обстановка в бане (шайка, мылит, придерживает, зазевался, трёшь, крутит);

качество обслуживания в бане (не приставлены, требуют, не выдаю, обожди, не дают).

Базовым концептом в тексте может быть названо существительное «баня». Это слово стоит в тексте в сильной позиции (вынесено в заглавие). Ещё до прочтения текста можно предположить, что именно это учреждение будет предметом описания (если не местом действия) в рассказе, а не, например, кинотеатр или кафе. Зная, что Зощенко писал в сатирической манере, можно предположить, что в тексте будут высмеиваться те или иные недостатки в устройстве или методах обслуживания в этом заведения.

Концептуальное пространство текста – предметно-вещественное.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания – советской бани. Мастерское использование языковых средств различных уровней (об этом будет говориться дальше) позволяет безо всякого труда понять позицию автора.

Если попытаться создать модель структуры концептосферы анализируемого рассказа, то можно увидеть, что ядро структуры – базовый концепт «баня».

В приядерную зону будут входить части речи, обозначающие предметы и действия, непосредственно связанные с мытьём в бане и человеческим телом: бельё, шайка, мыться, мыло, стирка, грязный, брызжут, домоюсь, голый, живот, ноги, борода.

Для ближайшей периферии характерны названия одежды и её характеристики: портянки, стираное, глаженое, зашиты, залатаны, штаны, пальто, дырки, пуговицы, карман, рваный.

В дальнейшую периферию входят части речи, представленные словами и словосочетаниями, характеризующими события в бане: житьишко, хуже, не царский режим, не в театре, грех один, батюшки-светы, дьяволы.

Анализ денотативного пространства текста

Анализ денотативного пространства текста показал, что глобальная ситуация в рассказе – горькая ирония Зощенко по поводу человеческого равнодушия и невоспитанности.

Макроструктура данного текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. Текстовая макропозиция выражена в сатирическом обличении отсутствия элементарных удобств в общественных местах (в частности, в бане).

В рассказе можно выделить следующие микропозиции:

1. Говорят, граждане, в Америке бани очень отличные.

2. А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

3. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню (не ехать же, думаю, в Америку), – дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать – некуда. Карманов нету. Кругом – живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

4. Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает.

5. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье?

6. Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.

Граждане, говорю. На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

– Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит.

7. Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

В тексте присутствует большей частью разговорно-бытовая лексики (житьишко, небось, грех один, теперича, башка, не выпущает, зазевался, брызжут). Кроме пласта разговорно-бытовой лексики присутствуют небольшие вкрапления слов книжно-письменного уровня (гражданин, режим, эгоизм). Но лексика этого вида немногочисленна, и её резкий контраст в количественном отношении с разговорно-бытовой лексикой приводит к сатирическому эффекту.

Анализ базовых текстовых категорий

Анализируя базовые текстовые категории, обычно говорят о таких категориях, как связность, завершённость, модальность, информативность, пространственно-временной континуум.

Рассмотрим каждую категорию поподробнее.

Данная категория помогает при глубоком анализе повторов разного уровня лучше понять авторский замысел и осознать ту идею, которую автор пытался донести до читателя с помощью собственно языковых средств.

В рассказе «Баня» присутствуют разные виды повторов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник

Михаил Зощенко «Баня» — какое краткое содержание, кто герои?

Рассказ Михаила Зощенко «Баня»: краткое содержание для читательского дневника, что писать?

Рассказ Михаила Зощенко «Баня»: характеристика героев, что писать?

Краткое содержание рассказа «Баня» М. Зощенко запишем в читательский дневник, следуя по сюжету произведения.

Герой рассказа пошел в баню, в которой ему дали два номерка за белье и за верхнюю одежду. А куда их девать голому человеку? Привязал он их веревочками к ногам и пошел в банное отделение. А шаек для мытья нет. Один гражданин моется сразу в трех шайках, Еле добыл герой себе шайку только через час. Примоститься в бане негде, кругом стирка идет. Все стирают свои вещи, только грязные брызги летят в разные стороны. Насилу помылся герой, пошел одеваться, а ему выдают не те штаны. Пришлось надевать. А пальто получить — нет номерка, одна веревочка болтается вокруг ноги. Все-таки по описанию (один карман дырявый, пуговицы нижней нет) выдали ему пальто. Забыл рассказчик мыло, но так и ушел без него.

Рассказ вызывает грустную улыбку над злоключениями незадачливого героя, решившего помыться в общественной бане, в которой ему так и не удалось хорошо помыться. В этом рассказе писатель критикует неустроенность быта, низкую культуру населения.

В этом сатирическом рассказе Михаил Зощенко описывает анекдотическую ситуацию, произошедшую с ним в общественной бане.

Герой этого рассказа, от имени которого идёт повествование, сначала сравнивает баню в Америке и баню в СССР, в которой, по его мнению, хоть и хуже, но помыться можно.

Сначала рассказчик сдает одежду, где ему отдельно выдаются номерки от пальто и всей другой одежды. Чтобы не потерять эти номерки, он их отдельно принизывает к каждой ноге.

В помывочном зале он не находит шайки (тазика), пытается сначала взять один у другого , который мылся сразу тремя шайками, но ему это не удается. Тогда он крадет шайку у намыленного человека.

Став обладателем шайки, рассказчик сталкивается с другой проблемой – отсутствием свободных сидячих мест . Приходится ему мыться стоя. Моясь он замечает, что в бане многие стирают свое белье.

Помывшись, рассказчик пытается получить свою одежду, но ему выдали чужие брюки, а при получении пальто, оказалось, что бумажный номерок размок и цифры просто смылись водой. По описанию пальто, как

Ему его выдали, но рассказчик вспоминает, что забыл зале мыло и захотел его вернуть, но он отказывается от этой идеи, так как пришлось бы снова раздеваться и сдавать свою одежду.

Главным героем этого рассказа является сам рассказчик, судя по одежды, достаточно неряшлив. Можно отметить, что он еще и несколько жадноват, раз решился вернуться из-за куска мыла.

Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Баня»: человек решил помыться в бане, но столкнулся с мелкими неприятностями: некуда положить бумажные номерки за одежду, не хватает шаек, никто не хочет ими делиться, сесть негде, по номерку выдали чужие штаны, один номерок стерся, без него не хотели возвращать пальто, забыл в бане мыло.

Анализ рассказа Михаила Зощенко «Баня»: сатирический рассказ о бытовых трудностях послереволюционного периода истории России, люди массово переезжали из деревень в города, а сфера услуг городов была к такому наплыву не готова, бедность и отсутствие внутренней культуры безграмотного населения порождало такое настороженное отношение людей друг другу.

Главная мысль рассказа — смех сквозь слезы над неустроенностью быта и низким культурным уровнем населения. Рассказ ведется от первого лица главного героя в такой манере жалобы, что читателю становится и смешно, и немного жаль героя.

Небольшой отзыв для читательского дневника по рассказу «Баня»

Рассказ «Баня» — это очень смешная и в то же время трагическая история о том, как мужчина пошел помыться в баню. Сначала он рассуждает о прелестях американской бани, считая, что там все прилично и чистенько. Однако, и про нашу баню не высказывается в плохом ключе.

Попав в баню, у него случаются разные происшествия, которых вроде и не должно происходить в таком заведении. Например.

Сначала, он номерки не знает куда деть и привязывает их к ногам, потом час ищет шайку для мытья, а отняв ее у зазевавшегося посетителя, наконец начинает стоя, т.к. присесть некуда, намыливать себя. Далее, замечает, что все вокруг не моются, а стирают: кто штаны, кто подштаники. Плюнув с досады на такое мытье, он решает уйти и домыться дома.

Однако, его приключения на этом не заканчиваются. Он забывает номерок на ноге, и при выдаче пальто, ему приходится раздеваться, а иначе пальто не получить. Раздевшись, вместо номерка, на ноге он видит только веревку, номерок утерян. К счастью, ему удается убедить гардеробщика выдать ему его пальто с оторванным карманом и пуговицами, а не дрянь какую-то, и уйти домой.

Вывод: Зощенко высмеивает в этом рассказе работу коммунальных служб, не слишком любезное отношение сотрудников и мест «культурного досуга» по отношению к простым, рабочим людям. Рассказ очень жизненный и полезный, т.к. посмотрев вокруг можно и сейчас столкнуться с такими «банями» в жизни.

Главные герои в рассказе «Баня»: у писателя многие рассказы написаны от первого лица, поэтому и в данной истории главным следует называть — автора повествования, участника событий. Если он пришел в баню за гривенник, да в таком «дорогом» одеянии, значит, не богатый, скорее пролетарского происхождения. А вот по характеру — скромный, не завистливый, стеснительный, прощающий (милосердный), т.к. не злится и обиды на баню не таит. К концу рассказа проникаешься сочувствием к герою рассказа потому, что когда отсутствуют элементарные, нормальные условия для жизни, как-то смеяться уже не хочется.

Источник

Анализ рассказа М. Зощенко «Баня» Текст

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Рассказ «Баня» Михаила Зощенко, безусловно, интересен не только обычным читателям, но и историкам, культурологам, филологам. В данной статье я анализирую рассказ с точки зрения его лингвистической ценности.

  • Возрастное ограничение: 16+
  • Дата выхода на ЛитРес: 05 июня 2019
  • Дата написания: 2019
  • Объем: 14 стр.
  • Правообладатель: ЛитРес: Самиздат
  • Оглавление

Другие книги автора

Отзывы 2

Н. Соколова сделала свой анализ по учебнику Л.Г. Бабенко «Лингвистический анализ художественного текста», причем довольно неумело, по-дилетантски. Сложные термины не разъясняются. Получается, что читатель должен знать пособие Бабенко, хотя это пособие даже не упоминается. Термины выписаны небрежно, например, микропозиция и макропозиция вместо микропропозиция и макропропозиция. Зачем приведено такое большое количество цитат? В общем автору этого анализа есть над чем поработать, а издательству не стоит торопиться с публикацией таких анализов.

Н. Соколова сделала свой анализ по учебнику Л.Г. Бабенко «Лингвистический анализ художественного текста», причем довольно неумело, по-дилетантски. Сложные термины не разъясняются. Получается, что читатель должен знать пособие Бабенко, хотя это пособие даже не упоминается. Термины выписаны небрежно, например, микропозиция и макропозиция вместо микропропозиция и макропропозиция. Зачем приведено такое большое количество цитат? В общем автору этого анализа есть над чем поработать, а издательству не стоит торопиться с публикацией таких анализов.

Современный лингвистический анализ сатирического рассказа М. Зощенко «Баня». Анализ выполнен довольно профессионально. Советую в качестве образца всем, кто хочет научиться анализировать художественные тексты.

Современный лингвистический анализ сатирического рассказа М. Зощенко «Баня». Анализ выполнен довольно профессионально. Советую в качестве образца всем, кто хочет научиться анализировать художественные тексты.

Оставьте отзыв

Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Анализ пьесы баня и клоп маяковского
  • Анализ пьес маяковского клоп и баня
  • Анализ произведения баня маяковского
  • Анализ маяковского поэмы баня
  • Анализ маяковский пьеса баня