Александровская колонна годы строительства

Содержание
  1. Александрийский столп — памятник, официальная версия возведения которого вызывает много вопросов
  2. Александровский столп. Чье лицо имеет ангел на колоне и как архитектор всем доказал, что сооружение безопасно?
  3. Александрийский столп в Санкт-Петербурге: ответы на вопросы
  4. Александрийский столп — что это?
  5. Кто архитектор Александровской колонны?
  6. Александрийский столп в Санкт-Петербурге: история создания
  7. Подготовительные работы
  8. Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?
  9. Как делали фундамент под монумент?
  10. Как устанавливали Александровскую колонну?
  11. Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
  12. Барельефы пьедестала
  13. Ангел на Александровской колонне
  14. В чём секрет красоты Александровской колонны?
  15. Монеты в честь Александровской колонны
  16. Александровская колонна в Санкт-Петербурге: интересные факты
  17. Покушения на Александровскую колонну
  18. Как спасли Ангела от падения?
  19. Загадки Александровской колонны
  20. Часто задаваемые вопросы
  21. Александровская колонна в честь какого события установлена?
  22. Александровская колонна: стиль
  23. Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
  24. За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?
  25. На какой площади стоит Александровская колонна?
  26. Технология изготовления

Александрийский столп — памятник, официальная версия возведения которого вызывает много вопросов

Приветствую всех, в этой статье, я хочу рассказать об абсурдной версии возведения еще одного достаточно популярного объекта в России по сей день — это Александрийский столп или колонна.

Начну, как обычно, с небольшой информации в официальной истории. Александровскую колонну доставляли из Финляндии до Санкт-Петербурга, уже забавно как по мне звучит, но это только начало.

Сколько составлял вес самой заготовки — неизвестно, но я предположу что где-то около 1 100 тонн, может быть чуть меньше или больше. Но в один момент уже обработанная колонна была 700 тонн.

С помощью чего и как переместили с Финляндии до Санкт-Петербурга даже 700 тонн, объяснить невозможно. Сколько бы сейчас «знатоков» не нашлось, в наше время нет такой техники, которая позволит транспортировать такой вес, на такие расстояния.

А тогда, в XIX веке это якобы сделали на быстро построенной деревянной барже. Допустим, вопрос транспортировки можно оставить, но он остается все также без ответов.

Самой колонной занимался Огюст Монферран, французский архитектор, который в то же время, еще и строил Исаакиевский собор, видимо слишком просто все было для него в те времена.

Теперь главные факты. Форма колонны — энтазис, это плавное изменение диаметра самого объекта и это делается не каким-то ручным трудом, а на высокотехнологичных станках.

Хотя даже сейчас отмечают, что сделать такой объект, как Александрийский столп практически нереально. Это гранит с обработкой ювелирной точности, так еще и полностью отполирован.

Любой может сказать: «Но ведь есть рисунки и другие произведения искусства с установкой колонны» И тут начинается все еще более интересно.

Для начала, стоит сказать, что ни одной зарисовки, как обрабатывали заготовку, для создания колонны, просто навсего нет. Будто заготовки из гранита вообще не было, а уже сразу обработанная и отполированная монолитная колонна из гранита.

Когда я писал об Исаакиевском соборе, я приводил в пример некоторые заметки, рисунки и даже документы, что сооружение было уже построено до начала своего строительство по официальной истории, забавно не правда ли?

Тут ситуация точно такая же. Да, некоторые рисунки показывают как перемещали, поднимали и даже устанавливали колонну, а другие наоборот противоречат всей этой версии.

Колонну установили в сентябре 1834 года по официальной истории. Но судя по рисункам, объект уже стоял раньше, вот только как?

То же самое касается и Исаакиевского собора. Есть рисунки, где объект уже построен в 1817 года, хотя строили его официально с 1818 до 1858 года.

Но суть не в этом, а в том, что рисунки этой самой колонны, на которых заметен уже построенный Исаакиевский собор в 20-30-ых годах, хотя тогда только начинали строительство, а в 30-ых строился первый этаж.

В общем, я думаю, уже каждый понимает, какой абсурд с этими датами и рисунками, все перепутано, множество несостыковок, но у меня вывод один.

Исходя из невозможности построить такое сооружение как Исаакиевский собор в наше время (и это факт), а также сложнейший в обработке Александрийский столп, можно сделать вывод, что стояли они там задолго до XIX века.

Кстати, на одном из рисунков, где Александровская колонна уже стоит до своего официального возведения, на фоне можно увидеть странный флаг, который похож не на Российский, а скорее на государства Ольденбурга. Полоски конечно видно плохо на рисунке, но белого цвета там вообще не видно.

Если подытожить, то смотрится все это странно и сложно объяснимо, но факт лишь в одном, официальная версия возведения Александрийской колонны кажется выдуманной, как и Исаакиевского собора.

А вообще, что происходило в XVIII веке в России или может правильнее будет сказать, в Великой Тартарии — неизвестно, но несостыковок много, слишком много.

На этом все. Буду благодарен, если вы поставите палец вверх и подпишитесь на канал

Источник

Александровский столп. Чье лицо имеет ангел на колоне и как архитектор всем доказал, что сооружение безопасно?

Александровский столп (Александринский) — памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана. Александрийский столп — это выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

С самого начала зодчий объявил, что колонна будет держаться только за счет собственного веса, нужно лишь укрепить основание под памятником. Зимой 1829 года мостовую разобрали и сотню рабочих и солдат начали забивать в землю сосновые сваи, 1250 штук. Грохот стоял такой, что в Зимнем дворце дрожали стекла.

Оставалось только установить гигантский памятник на пьедестал. Позже О. Монферран вспоминал; «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкой и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. «

День торжественного подъема был назначен на 30 августа 1832 года. Ночью перед установкой Монферрану не спалось. Он понимал, что завтрашний день либо прославит его на века, либо поставит крест на всей его карьере. С самого утра вся дворцовая площадь превратилась в гигантский зрительный зал. После того как колонна была установлена, император произнес по-французски «Монферран, Вы себя обессмертили».

Теперь архитектору оставалось подумать об украшении памятника. На четырех сторонах, ему, французу, предстояло рассказать о поражении своей родной страны.

Колонну украшает ангел с крестом. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I, а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была походить на лицо Наполеона.

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но горожане всерьез боялись, что колонна рухнет, и старались обходить ее стороной. Чтобы развеять страхи людей, архитектор Огюст Монферран, который благо жил неподалеку, стал ежедневно совершать прогулку с собачкой вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, и архитектор не ошибся.

В 1925 году было принято решение, что наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела неуместно. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили. Но во время праздников фигуру закрывали красными накидками или воздушными шарами.

Есть так же легенда, что вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону ему руку протягивать.

А вот ограду, которая располагалась вокруг монумента, в 1930-е годы переплавили на патроны.

Источник

Александрийский столп в Санкт-Петербурге: ответы на вопросы

Александрийский столп в Санкт-петербурге — это народное название памятника, посвящённого Александру I в честь победы России над Наполеоном. Официальное название — Александровская колонна. В статье найдёте ответы на часто задаваемые вопросы. Но разберёмся с названием: почему Александрийский столп?

Александрийский столп — что это?

Образ стихотворения любимого поэта русского народа А.С.Пушкина “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” оказался настолько ярким, что монумент на Дворцовой площади стали так называть, игнорируя официальное название. Хотя сам Пушкин нигде не упоминает, на что именно указывает эта метафора.

Это мог быть и Александрийский маяк на острове Фарос, описанный Филоном Византийским и известный, как одно из 7 чудес Света, о котором, безусловно, Пушкин знал. Высота этого сооружения в 3.5 раза превышала петербургскую колонну.

Рисунок Александрийского маяка на острове Фарос сделан немецким археологом проф. Х. Тиршем (1909). Автор: Prof. Hermann Thiersch (1874–1939), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42458833

А термин “столп” в архитектуре означает

  • башню или башнеобразную конструкцию,
  • столб,
  • колонну.

Таким образом, название применимо и к одному и к другому сооружению. Но пушкинская метафора может вмещать в себя оба образа.

Напрашивается вывод, что называть памятник Александрийским столпом можно, но уточняя, о каком именно речь.

А словосочетания «Александрийская колонна» или «Александровский столп» — это уже производные из знакомых слов. Какое из них неправильное?

Кто архитектор Александровской колонны?

Автор проекта и руководитель строительства монумента — французский архитектор Огюст Монферран. Как случилось, что победу России над Францией увековечил француз?

Царь Николай I в 1829 году объявил открытый конкурс на создание монумента перед аркой Главного штаба напротив Зимнего дворца “в память о незабвенном брате” Александре. Рассматривались идеи конной статуи, памятники с фигурой Ангела.

Один из не утвержденных проектов памятника из пушек на события 1812 – 1814 годов И.А. Иванова по эскизу А.Н. Оленина, датированный 9 августа 1814г. Источник: https://www.rcoins.com/articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml

Монферран участвовал в конкурсе с идеей обелиска с бронзовыми барельефами на гранях в стиле ампир скульптора Федора Толстого. Пьедестал обелиска предполагалось украсить изображением Александра на коне в виде римского воина. Оригиналы этих барельефов (из розового воска на чёрном фоне) хранятся в Русском музее. Высота обелиска намечалась равной 33,78 метра.

Как пишет в монографии “О. Монферран” советский архитектор Н.П.Никитин: “Проект памятника был выполнен великолепно, но не был принят к осуществлению”. Это не остановило француза и он продолжил работу. Образцами для подражания выбрал колонны Антонина и Траяна в Риме, а также Вандомской в Париже.

Колонна Траяна в Риме, 2013 By Szilas — photo by Szilas, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36783129

За основу он выбрал колонну Траяна. Огюст освободил стержень от спиральной скульптуры и внёс мелкие изменения. Выполнил новый проект с высоким мастерством в отношении графики и акварельной техники и 24 сентября 1829 года Николай утвердил его для осуществления. Монферрана назначили строителем памятника.

Александрийский столп в Санкт-Петербурге: история создания

В подзаголовке используем поэтическую метафору с уточнением, чтобы было понятно о каком сооружении идёт речь. Строительство памятника стало воплощением архитектурной и инженерной мысли. Он превосходит все античные и западные образцы.

Подготовительные работы

Пока в финском карьере Пютерлакса выламывали и обрабатывали заготовку для колонны, на Дворцовой площади велись подготовительные работы. Делали фундамент, строили пристань для разгрузки монолита, устанавливали пьедестал для колонны, строили леса и механизмы для подъёма готового стержня памятника.

Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?

Местом установки колонны Монферран выбрал пересечение оси от арки Главного штаба к средним воротам Зимнего дворца с осью проезда между зданием Штаба и Певческим мостом. Место выбирали с целью создать лучший вид на колонну из окон царского дворца. Она находится на равном расстоянии от внутренних углов здания Штаба (около 115 м), от Зимнего дворца на расстоянии 100 м, от арки Штаба — 140 м. Надо отметить, что своим расположением колонна великолепно гармонирует по композиции и геометрическим данным с окружающими зданиями. (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 235-236).

Учитывая опыт устройства фундамента Исаакиевского собора, Монферран понимал, что устойчивость памятника зависит от прочности фундамента. Поэтому он очень аккуратно строил основание для конструкции колоссальных размеров.

Как делали фундамент под монумент?

До 15 марта 1830 года для уплотнения грунта забили 1250 сосновых свай на квадрате со стороной 22 м, на глубину от поверхности земли 4,26 метра (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 257). На них уложили гранитные блоки толщиной 45 см и длиной 1,5 метра. Кладку скрепили штырями и скобами. Затем блоки чередовали с забутовкой. Под самым пьедесталом снова сделали тесовую кладку гранитных блоков, подобно 1 ряду.

С каким тщанием устраивали фундамент, сколько платины, золота и серебра уложили в памятную шкатулку, чтобы замуровать в фундаменте, что за реалити-шоу устраивали на строительстве пьедестала читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”

Работа с цементным раствором осложнялась зимними морозами ниже 12 градусов по Цельсию. Гранитный монолит для пьедестала весил более 400 тонн. Смекалка, изобретательность и инженерная грамотность помогли доставить его в Петербург, отшлифовать все 6 сторон и уложить на подготовленное место.

Рисунок из альбома Монферрана. Устройство фундамента Александровской колонны. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53

5 ноября 1931 года при помощи лебёдок (кабестанов) монолит выгрузили на Дворцовую набережную. Несколько дней ушло на его пердвижение к месту окончательной обработки.
3 февраля 1832 года , спустя 3 месяца после доставки, оставалось отщлифовать только одну сторону глыбы, на которой она лежала. Описание эпизода по переворачиванию камня читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”.
Беспримерность работ привлекала внимание тысяч зрителей и царского семейства.

Рисунок из папки Монферрана. Выгрузка монолита для пьедестала Александровской колонны. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53

9 апреля 1832 года закончились 2-летние подготовительные работы, пьедестал стоял на месте и ждал колонну. За это время в карьере вырубили и обработали начерно заготовку для будущей колонны.

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье “Как грузили Александровскую колонну?” есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

ЧП во время погрузки заготовки для стержня Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kak-gruzili-aleksandrovskuiu-kolonnu-5cf600894db61900af2c52a5

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “Подъём Александровской колонны: подготовка”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Обвязка колонны для подъёма. Рисунок из альбома Монферрана

План расположения лебёдок (кабестанов) для поднялия колонны

Салазки и крепления для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рис. из альбома Монферрана

План пандуса для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана

Установка Александровской колонны. Рисунок Монферрана

Акварель Г.Гагарина «Александровская колонна в лесах.1832-1833» Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak-eto-bylo-5d2d850e998ed600acf9c350

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “Подъём Александровской колонны: как это было”. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.
На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Барельефы пьедестала

На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).

Пьедестал Александровской колонны

На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.
Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.

Ангел на Александровской колонне

Фигура ангела — работа скульптора Бориса Орловского — огромная и изящная, поражает виртуозной чеканкой каждой детали, каждого пёрышка крыла. Автор представил проект на рассмотрение, как изображение разительной мысли — “Сим победиши”.

Навершие Александровской колонны. Римско-дорическая капитель, украшенная иониками (подобие яйца) и бусами.

Эти слова напоминают о чудесной победоносной битве будущего римского императора Максенция в 312 году. Перед сражением в небе он увидел знак: крест с начертанными словами.

Ангел смотрит вниз, на землю, правою рукою указывает на небо, а крестом в левой — придавил змея — символ вражды и злобы. Высота

  • фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени),
  • креста — 6,4 м (3 сажени)
  • полного навершия колонны с крестом

Вес навершия колонны (капитель, цилиндрический пьедестал, статуя) составляет 37 тонн.

В чём секрет красоты Александровской колонны?

Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.

Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.

Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.

Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)

Проект навершия и базы Александровской колонны. Из альбома Монферрана

Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.

В статье дзен канала Александровская колонна: секрет красоты проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.

Монеты в честь Александровской колонны

После открытия памятника, в 1836 году Николай решил выпустить медали в честь этого события. В проекте указа Правительствующему Сенату «О выпуске в обращение Александровских рублевиков» читаем:

“По случаю открытия памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память незабвенного Императора Александра I, выбита медаль с изображением на одной стороне портрета, а на другой монумента, воздвигнутого в честь Его, и с подписью внизу монумента: 1 рубль. Признав удобным медаль сию пустить в обращение в виде монеты, повелеваем принимать оную повсеместно за целковый, серебряный рубль, под названием Александровского рублевика. Правительствующий Сенат не оставит учинить по сему должное распоряжение.”

В 2009 году Центральный Банк России отметил 175-летие со дня открытия памятника выпуском 1000 серебряных монет достоинством в 25 рублей.

Аверс и реверс памятной монеты к 175-летию Александровской колонны. Источник: https://www.rcoins.com/articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: интересные факты

Покушения на Александровскую колонну

После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.

После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.

В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.

Как спасли Ангела от падения?

В 2002 году при осмотре памятника специалистами в цилиндре постамента статуи обнаружили до 3 тонн воды. От давления цилиндр принял форму бочки, а скрепляющий раствор полностью разрушился и превратился в песок. Реставраторам пришлось его буквально выметать щёткой.

С учетом того, что некоторые соединительные болты отсутствовали, а вода продолжала проникать внутрь, оставалось немного времени до падения ангела. Этого не произошло благодаря реставраторам. Что ещё обнаружили реставраторы при обследовании памятника, читайте в статье Тайны Александровской колонны.

Загадки Александровской колонны

Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.
А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.

Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.
Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.

Часто задаваемые вопросы

Александровская колонна в честь какого события установлена?

Памятник установили в честь победы над Наполеоном в войне 1812-1814 годов в память об Александре I, о чём свидетельствует надпись на пьедестале: «Александру 1-ому Благодарная Россия»

Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади

Александровская колонна: стиль

Архитектурный стиль памятника — ампир. Это поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, от французского слова empire — империя.

Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:

  • высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
  • нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
  • высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
  • размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
  • высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
  • горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
  • высота колонны до ствола (подножие)

Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.
Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.
Вес навершия — 37 тонн.
Полный вес — 1353 тонны.

За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?

Колонна никак не укреплена. Хоть её и ставили на слой раствора, но держится она только за счёт собственного веса, фундамента и тщательной центровки.

Геодезические измерения показали: «…колонна действительно имеет наклон. 29 мм в противоположную сторону от Адмиралтейства, чуть левее арки Главного штаба. Рассчитали и максимально допустимый наклон. Это — 60 мм. » (Источник: http://kolonna.e812.ru/news/sluh.html)

На какой площади стоит Александровская колонна?

Александровская колонна стоит на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей России, между Зимним дворцом и зданием Генерального Штаба, установили памятник так, чтобы он лучше всего смотрелся из окон царской резиденции.

Технология изготовления

Вопрос обычно стоит так: отливка или цельный гранит? Активно обсуждается в комментариях на дзен-канале Архитектура в статье Как откалывали гранит для колонны и с какими трудностями доставили его в Петербург — информация на основе архивных документов комиссии построения Исаакиевского собора за 1831 г, д. № 721, ч.2, лл.7-17, хранящихся в УЦГАЛ. (Копии в книге Никитина Н.П. “О.Монферран”.) Читайте статью, если хотите знать, какое месторождение гранита использовалось для заготовки будущего памятника и каким способом выломали гранит и доставили в Петербург. В комментариях найдёте все возможные альтернативные версии технологии изготовления без серьёзных аргументов.

Александр Сергеевич Пушкин в 1836 году, спустя 2 года после открытия Александровской колонны, написал пророческие слова:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Народ, следуя за Пушкиным, так и говорит про Александровскую колонну…

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Александровка строительство жилого комплекса
  • Александров строительство деревянных домов
  • Александров строительство дачных домов
  • Александров касьяненко ценообразование в строительстве
  • Александринский театр история строительства