Александринский театр годы строительства

История Александринского театра и Театра Волкова

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 марта 2019 года министр культуры Владимир Мединский подписал приказ об объединении Александринского театра (Санкт-Петербург) и Театра Волкова (Ярославль) в Первый национальный театр России. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил приказ и поручил главе минкультуры провести широкое общественное обсуждение этого вопроса. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о двух объединенных театрах.

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский) — старейший публичный постоянный театр Санкт-Петербурга. Он был учрежден сенатским указом, подписанным императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года в день святого Александра Невского и стал первым государственным театром. Директором назначили русского драматурга Александра Сумарокова (1717-1777), а во главе труппы стал создатель первого профессионального русского театра — актер и режиссер Федор Волков (1729-1763).

В 1832 году театр, не имевший постоянного помещения, получил здание в центре Невского проспекта и название «Александринский» — в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Комплекс с пятиярусным зрительным залом и большой сценой был построен по проекту архитектора Карла Росси.

Александринский театр открылся 31 августа 1832 года спектаклем по пьесе Матвея Крюковского «Пожарский». В нем состоялись премьеры многих произведений русской драматургической классики — от «Горя от ума» Александра Грибоедова до пьес Александра Островского и Антона Чехова. В феврале 1917 года Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Маскарад», ставший последним спектаклем императорского театра.

После Октябрьской революции, в 1919 году театру было присвоено звание академического, а с 1920 года он стал называться Петроградский академический театр драмы. Впоследствии носил название Ленинградский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Современное название получил в 1991 году.

В разные годы на сцене Александринского театра играли актеры Василий Каратыгин, Марья Савина, Александр Мартынов, Константин Варламов, Варвара Стрельская, Вера Комиссаржевская, Николай Черкасов, Василий Меркурьев.

Сегодня в труппу театра входят народные артисты России Игорь Волков, Эра Зиганшина, Сергей Паршин, Светлана Смирнова, Нина Ургант, Николай Мартон, Петр Семак и другие.

С 2003 года художественным руководителем Александринского театра является народный артист РФ Валерий Фокин. Директор театра — Ринат Досмухамедов.

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле — первый русский профессиональный театр, созданный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — купеческого сына Федора Волкова, актера и режиссера. Он создал общедоступный театр, вложив в него собственные средства. Труппа, которую собрал Волков, была разнородной по составу. Она включала представителей купеческого сословия, служащих провинциальной канцелярии, посадских людей, ремесленников и др. Наиболее талантливые участники труппы во главе с Федором Волковым продолжили образование и карьеру в Санкт-Петербурге.

С 1911 года театр располагается в нынешнем здании, выстроенном в неоклассическом стиле по проекту Николая Спирина в центре Ярославля.

В советские годы Волковский театр получил статус академического.

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе.

В его труппу входят народные артисты России Татьяна Иванова и Валерий Кириллов, заслуженные артисты РФ Вадим Асташин, Татьяна Исаева, Галина Крылова, Татьяна Малькова, Валерий Соколов и другие.

С 2011 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ Евгений Марчелли. Директор театра — Алексей Туркалов.

Источник

Александринский театр

Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В. Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов». Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 — начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта «устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство». Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: «. каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе. » Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла — украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют «Александринка». Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры — С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет [2, с. 540].

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди «золотой молодёжи» того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора [2, с. 567, 568].

В советское время театр получил название «Академический театр драмы им. А. С. Пушкина». С приобретением этого имени он стал называться ещё и «Пушкинским».

Источник

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина.

Один из старейших театров России. Основан в 1756 году. Расположен на пл. Островского близ Невского проспекта.

Театр был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года в день Св. Александра Невского. Первым его директором стал драматург А.П. Сумароков, труппу возглавил Федор Волков (в 1763 году его сменил г. И.А. Дмитревский). В 1759 году театр получил статус придворного. Здесь ставились пьесы Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Ж.Б. Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П. Бомарше, Вольтера.

Первое здание театра на месте Александринского было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси (архитектор В. Бренна). В 1828-1832 годах по проекту Карла Росси было возведено здание Александринского театра (назван так в честь жены Николая I Александры Федоровны). Оно было выполнено в стиле ампир и является выдающимся памятником архитектуры. Торжественное открытие театра состоялось 31 августа. В 1841 году театр уже мог принять 1700 зрителей.

В XIX веке «Александринка» была главным императорским театром. Ставились здесь в основном легкие жанры – водевиль и комедия. В 1810-е годы в театре шли пьесы М.Н. Загоскина, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818). Также после Отечественной войны 1812 года в театре ставились патриотические трагедии В.А. Озерова с участием знаменитых трагиков А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.

В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. На его сцене можно было увидеть спектакли по поэмам Пушкина, Жуковского, романам В. Скотта.

В 1830-1850-е на сцене Александринского театра играли выдающиеся актеры: А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий, В.Н. Асенкова, А.Е. Мартынов. Ставились пьесы А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, драматургов «натуральной школы».

Во второй половине XIX века театр прославили такие актеры, как П.В. Васильев, В.В. Самойлов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, М.В. Дальский, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. С театром сотрудничали художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа. Неудачей закончилась попытка поставить в «Александринке» «Чайку» А.П. Чехова в 1896 году. В это время в театре преобладал бытовой реализм, граничивший с натурализмом, и пьеса осталась непонятой.

В 1908-1917 годах главным режиссером театра был В.Э. Мейерхольд. При нем были поставлены «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). Ведущим актером того периода был крупный представитель героико-романтического направления Ю.М. Юрьев.

В 1920 году театр стал именоваться Петроградским государственным театром драмы (Акдрама), в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Начиная с 1920-х в разное время в театре работали знаменитые режиссеры С.Э. Радлов, Н.В. Петров, Г.М. Козинцев, Г.А. Товстоногов и др.

Во время ВОВ театр находился в эвакуации в Новосибирске. Вернулся в Ленинград в 1944 году.

В 1975-1991 годы художественным руководителем театра был И.О. Горбачев, его ведущий актер с1954 года. Основой репертуара продолжала оставаться русская и зарубежная классика.

На сцене «Александринки» работали такие артисты, как А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Б.А. Фрейндлих, И.П. Дмитриев, Н.Н. Ургант и др.

В 1990-е годы театр официально получил название «Александринский».

В 2005-2006 годах проходила его генеральная реконструкция, в результате которой был воссоздан исторический облик интерьеров здания. Торжественное открытие состоялось 30 августа 2006 года во время празднования 250-летия театра. В 2010 году завершилось строительство малой сцены «Александринки». 13 мая 2013 года здесь состоялась премьера – спектакль «Преступление», основанный на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В ноябре 2012 года отмечалось 180-летие здания театра.

Театр регулярно проводит международный театральный фестиваль «Александринский».

Сейчас его художественным руководителем является народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Александрийский театр история строительства
  • Александрийский столп тайна строительства видео
  • Александрийский столп история строительства
  • Александрийский маяк фото строительство
  • Алевиз старый заканчивал строительство после антонио солари