А зори тут тихие сцена в бане

Как режиссёр уговорил девушек на сцену в бане в советских «А зори здесь тихие»

Как известно, в советской военной драме «А зори здесь тихие» (1972) есть очень откровенная для тех времён сцена, где девушки моются в бане. Она есть в официальной версии.

Эту сцену 100% вырезали при трансляции на телевидении. Но в некоторых городах в кинотеатрах её всё же показали, с пометкой «от 16 и старше». В интернете эти кадры и видео находятся без труда.

Режиссёр Станислав Ростоцкий сам прошёл войну. Если бы не медсестра, тащившая его раненного на себе с поля боя несколько километров, он бы не выжил. В благодарность всем женщинам, прошедшим войну, он и снял этот шедевр. В память о войне у него вместо ноги остался деревянный протез.

Станислав Иосифович стал для молоденьких актрис кем-то вроде старшины Васкова для пяти самоотверженных девушек-зенитчиц.

Фильм снимали на суровой природе, в Карелии, недалеко от границы с Финляндией. Все испытания они проходили рука об руку.

Станислав при каждом прохождении через болото, холод, подбадривал актрис, поскрипывая протезом: «Баба сеяла горох, ух!»

Для молодых советских девушек казалось немыслимым раздеться на камеру в банной сцене, чтобы их потом увидели миллионы.

«Пусть снимаются дублёрши!» — категорично заявили они.

Режиссёр собрал их и сказал просто и откровенно:

Девочки, мне надо показать, куда падают фашистские пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.

Cъёмки хотели провести очень деликатно. На площадке остались вроде бы одни женщины, кроме режиссёра и оператора. Те прикрывали глаза.

Забыли про работника, который отвечал за пароустановку и копошился с техникой за перегородкой.

На репетиции девушки были в купальниках. Разделись только после команды: «Мотор».

Работник, отвечающий за пар, оторопел, увидев эту картину, и оставил оборудование без присмотра. Очнувшись, понял, что скоро она рванёт от переизбытка давления. Заорал «Ложись» и выбежал на площадку. Девушки завизжали, попадали. Установка взорвалась, но никто от ожогов не пострадал.

В общем, сцену сняли только со следующего дубля.

При цензурировании этот эпизод каким-то чудом оставили. Зато подобную сцену, где девушки загорают, вырезали.

Кстати, в современном ремейке есть такой же момент. В нём удивляет нетипичная, исторически недостоверная, выбритость для тех лет.

Источник

Сцена в бане из «А зори здесь тихие» на школьном уроке истории

Говорят, что то поколение детей, которые сейчас учатся в старших классах, является самым раскрепощенным за всю историю отечественного образования. Еще бы, ведь они растут в век научного и технического прогресса. Благодаря интернету для этих ребят открыт доступ к миллионам терабайт информации. Наслушавшись подобных аргументов и начав работать в школе, я долгое время пытался относиться к старшеклассникам, как к взрослым и самостоятельным людям, имеющим голову на плечах и уже успевшим разобраться в том, как устроен окружающий мир. Как же я ошибался.

В прошлом учебном году я работал с 9 Б классом, считавшимся одним из наиболее слабых во всей школе. Парни, любящие пронести пивко прямо ко мне на урок истории и мечтающие поскорее поступить в Автомеханический техникум, а затем отправиться прямиком на завод. Девчонки, в головах у которых, судя по их разговорам, были лишь отношения с парнями старше на 8-10 лет. Кажется, я был одним из немногих учителей, кто относился к этим подросткам с пониманием. Да, они сразу дали понять, что ни история, ни обществознание, которые я веду, никогда не пригодятся им в жизни, и они не собираются их учить. Но я умею уважать такой честный подход. Поэтому, относясь к ним, как к взрослым, старался нагружать 9-й класс как можно меньше. В благодарность за это они поголовно отказались сдавать ОГЭ по истории.

В 3-й четверти, согласно учебному плану, мы проходили Великую Отечественную войну. Понимаю, что эта тема имеет особое значение для нашего народа, отчаянно продолжающего цепляться за прошлое. Поэтому впервые за долгое время я постарался остановиться на материале поподробнее, рассказал детям об основных участниках Второй мировой войны, о жестоких планах Германии и о русских героях, защитивших свою родину. На протяжении 3-х уроков я с несвойственной для меня эмоциональностью рассказывал детям об этих событиях и в итоге добился невозможного: они все же смогли выучить, что ВОВ проходила с 1941-го по 1945-й год. Вполне удовлетворенный этим маленьким педагогическим подвигом, я решил поощрить своих выдающихся историков просмотром художественного фильма на последнем уроке четверти. После недолгих раздумий я решил, что смотреть будем современный ремейк классики — «А зори здесь тихие».

Каюсь: начиная просмотр, я совсем забыл о легендарной сцене в бане, которую когда-то считал своей любимой. А когда вспомнил о ней, выключать фильм уже было поздно. Поэтому я, затаив дыхание, стал наблюдать за реакцией детей. В конечном итоге я не ждал от них никакого подвоха. Все парни в классе казались настоящими альфа-самцами. А о девчонках 9 Б ходило столько слухов в школьных коридорах, что, услышав их, покраснела бы даже Саша Грей. И вот момент Х настал. Прекрасные зенитчицы начали париться в баньке.

Гул, который до этого доносился из каждого уголка класса, как-то внезапно стих. Даже самые отъявленные двоечники, прежде «залипавшие» в своих телефонах теперь подняли глаза на экран. По классу пронеслось несколько неловких шуток о женских фигурах, но, в целом, по девятиклассникам было видно, что они чрезвычайно смущены. «Парни, держим руки на партах!» — подлил масла в огонь я, и покрытые редкими бороденками щеки девятиклассников вспыхнули робким юношеским румянцем.

Девушки отреагировали на провокационную сцену чуть проще. Они пытались подшучивать над своими соседями по парте, но было видно, что они тоже чувствуют себя не в своей тарелке. Несколько девиц и вовсе потупили взгляд, будто на экране показывалось что-то, чего они не могли увидеть в своем собственном зеркале.

Признаюсь, подобный опыт заставил меня взглянуть на 9 Б по другому. Можно бесконечно долго рассуждать о том, как быстро растут сегодняшние подростки. Однако этот урок прекрасно доказал мне, что и в 15-16 лет они продолжают оставаться детьми. Детьми, которые сколько угодно могут строить из себя крутых, выпивая с одноклассниками или споря с престарелыми учителями на повышенных тонах. Но которые смущаются вполне невинной сцены из классического военного фильма так, будто я показал им «Калигулу» или «120 дней Садома».

В скором времени история получила продолжение. Мама одного мальчика, который, видимо, впечатлился сильнее всех остальных, написала на меня жалобу за то, что я показываю детям на уроке подобные картины. В результате разговора с директором мне удалось убедить начальство, что это был обычный военный фильм, а не нетленка Тинто Брасса. Тем не менее, от практики просмотра кинофильмов на уроке мне пришлось отказаться. Зато после совместного просмотра «А зори здесь тихие» мне куда проще работалось с 9 Б до конца учебного года. Если раньше я чувствовал себя неловко, находясь перед, как я думал, взрослыми людьми, которым я был совершенно неинтересен, то теперь я вернулся в свою зону комфорта, поняв, что передо мной находятся самые обычные дети с непростыми судьбами.

Источник

Была ли оригинальна «банная сцена» Станислава Ростоцкого?

Если в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» из банного эпизода удалить возгласы (типа — ты русалка, у тебя кожа прозрачная, с тебя скульптуру лепить…), то он будет выглядеть довольно скромно…

«Тот день банным был, и, когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую, как на чудо, глядели… В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка».

И тем не менее режиссер Станислав Ростоцкий из этого писательского минимума в своем фильме создал полновесную сцену, считая этот эпизод очень важным для всей идеи фильма — ведь эти красивые и юные девушки наравне с мужчинами несут все тяготы войны и вскоре погибают от пуль фашистов.

Сцена стала настолько яркой и значимой для фильма, что во всех последующих ремейках (не экранизации повести, как заявляли последователи, а, по сути, именно ремейках фильма Ростоцкого) она была повторена. В тех или иных вариантах.

Так Ренату Давлетьярову (ремейк 2015 года) «банной обнаженки» показалось маловато, и он добавил сцену купания героинь под водопадом.

Китайский режиссер Мао Вэйнин (ремейк 2005 года) за неимением в Китае русской бани поместил приглашенных в сериал русских актрис в японские (?) фурако — огромные деревянные бочки с горячей водой.

Но насколько была оригинальной «банная сцена» девушек в военное время? Вряд ли судьбы девушек на войне волновали только Ростоцкого и автора повести. Поднималась ли до них в искусстве эта тема в именно таком аспекте?

Неожиданный ответ на этот вопрос нашелся на сайте SA-kuva среди 160 тысяч финских фотографий времен Второй мировой войны. И интересное совпадение — совпадение по времени вымышленных автором повести событий («Шел май 1942 года») и реальных событий, имеших место, но… по другую сторону фронта.

Небольшая историческая справка по военной ситуации в Карелии — месте, выбранном автором повести для сюжетной линии.

Карельский фронт существенно отличался от других фронтов Великой Отечественной войны. Он был самым протяженным — более полутора тысяч километров, и самым малопригодным для человеческого существования. Суровый климат и сложнейший рельеф местности (скалы, непроходимые болота, быстрые реки и студеные озера, сильные морозы зимой и дурная погода летом) обусловили бездорожье и малонаселенность.

Отсюда и вторая особенность Карельского фронта: он не имел сплошной линии фронта — только очаги сопротивления со своими линиями соприкосновения с противником, с незакрытыми участками между ними, через которые просачивались в тыл соперника как советские партизанские отряды, так и диверсионные группы противника Красной армии (в основном — финские, гораздо реже — немецкие).

Еще одна особенность фронта: на оккупированной территории не было баз с продовольствием и оружием, основная масса населения эвакуировалась, поэтому партизанские отряды совершали рейды в тыл врага из советской прифронтовой зоны, где они постоянно и базировались.

На ребольском направлении (Реболы — село в Центральной Карелии) войска Красной армии сдерживали наступление финской 14-й пехотной дивизии, стремящейся выйти к Кировской (Мурманской до 1935 года) железной дороге и Беломорско-Балтийскому каналу. После ожесточенных боев линия фронта на этом направлении надолго — с конца сентября 1941 до июня 1944 года — установилась восточнее Ругозера (Рукайярви), где обе стороны закончили оборудование плацдармов, опорных пунктов и подготовились к окопной войне.

По всей видимости, отсутствие активных боевых действий на этом участке Карельского фронта позволило солдатам финской 14-й пехотной дивизии разнообразить свой досуг и поучаствовать в своеобразном конкурсе поделок.

И как тут не вспомнить фразы повести Васильева:

«От тишины и безделья солдаты млели, как в парной».

Итак, в мае 1942 года, задолго до того, как у Бориса Васильева возникла идея написать повесть, а Станиславу Ростоцкому экранизировать ее, в оккупированной финскими войсками деревне Андронова Гора (Онтросенваара), где располагался штаб 14-й пехотной дивизии, была организована выставка конкурсных работ.

Среди самых престижных работ, выполненных солдатами дивизии на досуге и представленных на конкурс поделок (кубков и чашек из дерева, плетеных сумок и лаптей из бересты), внимание фотографа привлек рисунок девушек в бане. Из престижных работ конкурса, Рукайярви, Онтросенваара, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Поскольку страсть финнов к сауне стала практически их второй национальной религией, то не удивительно, что финский солдат на досуге написал картину на банную тему.

Возможно, она принадлежит кисти младшего сержанта Саркама (Sarkaman), который в том же мае 1942 года снят фотографом за работой над картиной «Сквозь огонь и дым из местности Омеля» (Омеля, она же Емельяновка, была местом ожесточенных боев в сентябре 1941 года).
Картина сержанта Саркамы «Сквозь огонь и дым из местности Омеля», Рукайярви, Онтросенваара, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Вряд ли в дивизии был еще один художник. Иначе бы он нашелся на многочисленных архивных фотографиях того же мая 1942 года, где многие авторы выставочных работ запечатлены в процессе их изготовления, как и сержант Саркама.
Сержант Саркама в минуты досуга практикуется в искусстве, Рукайярви, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Остается только гадать, кто вдохновил художника-любителя создать «банную» картину, кого он изобразил на ней?

На этом участке фронта трудилось более тысячи женщин, так называемых «Лотт» — членов женской военизированной организации «Лотта Свярд». Позировали ли они художнику, или это результат его фантазии? Может быть, он рисовал по памяти и на картине — довоенные воспоминания?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Но в любом случае неизвестная ранее картина с «банной сценой» однозначно опередила замыслы создателей популярных фильмов.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • А зори там тихие сцена в бане
  • А зори здесь тихие эпизоды в бане
  • А зори здесь тихие там где они в бане
  • А зори здесь тихие сцена в бане старая версия
  • А зори здесь тихие сцена в бане полная версия 2015г